Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.01. Социология |
Профиль | Социология управления |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 39_04_01_СУ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 10,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 63 | 63 | 63 | 63 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 126 | 126 | 126 | 126 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д-р.филос.наук, профессор
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Социология бизнеса» является являются: формирование комплексного представления о бизнесе, как объекте социологического анализа ознакомление с основными (в том числе социальными) функциями современного предпринимательства изучение ключевых закономерностей и основных этапов развития бизнес-пространства выявление социально-психологических и культурных особенностей современного малого и среднего бизнеса определение роли государства в развитии бизнеса освоение методологии и методики социологического исследования бизнес-организаций |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
УК-6 | Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретическую основу социологии бизнеса (понятия, этапы становления и развития) типологию форм бизнеса актуальные направления и результаты эмпирических социологических исследований в сфере социологии бизнеса |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | творчески использовать имеющиеся знания для освоения новых теорий, моделей, методов исследования логически выстраивать последовательную содержательную аргументацию критически анализировать информационные источники, научные тексты |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | необходимые для разработки новых методических процессов в бизнес среде с учетом целей и задач исследования формулирования целей и задач научного исследования в области социологии бизнеса |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретико-методологические основы социологии бизнеса | ||||||
1.1. | Социология бизнеса как специальная социологическая теория | Лекции | 2 | 2 | УК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.2. | Социология бизнеса как специальная социологическая теория | Практические | 2 | 4 | УК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.3. | Социология бизнеса как специальная социологическая теория | Сам. работа | 2 | 12 | УК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.4. | История становления и развития отечественного бизнеса | Лекции | 2 | 4 | УК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.5. | История становления и развития отечественного бизнеса | Практические | 2 | 4 | УК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.6. | История становления и развития отечественного бизнеса | Сам. работа | 2 | 12 | УК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.7. | Место бизнеса и производства в социальной структуре общества | Лекции | 2 | 2 | УК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.8. | Место бизнеса и производства в социальной структуре общества | Практические | 2 | 4 | УК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.9. | Место бизнеса и производства в социальной структуре общества | Сам. работа | 2 | 12 | УК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.10. | Основные типы бизнес структур | Лекции | 2 | 2 | УК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.11. | Основные типы бизнес структур | Практические | 2 | 6 | УК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.12. | Основные типы бизнес структур | Сам. работа | 2 | 14 | УК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.13. | Социологические исследования бизнес структур | Лекции | 2 | 2 | УК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.14. | Социологические исследования бизнес структур | Практические | 2 | 6 | УК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.15. | Социологические исследования бизнес структур | Сам. работа | 2 | 13 | УК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.16. | Экзамен | 2 | 27 | УК-6 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Перечень вопросов и заданий на зачет: Теоретические вопросы: 1. Социология бизнеса как специальная социологическая теория 2. Основные парадигмы изучения предпринимательства в современной литературе 3. Этапы развития предпринимательства в России 4. Семейное предпринимательство, его институциональные особенности 5. Этническое предпринимательство: причины развития в современных обществах 6. Индивидуальное предпринимательство как форма предпринимательской активности. 7. Женское предпринимательство: особенности стратегий и практики 8. Социальный портрет классического предпринимателя 9. Малое предпринимательство как исходная форма предпринимательской активности, ее социокультурные, организационные и управленческие особенности 10. Государство и предпринимательская деятельность: основные принципы и механизмы влияния 11. Неформальные следствия формальных стратегий государства в отношении предпринимательства: коррупция 12. Культура предпринимательства и коррупция: основные трактовки в социологической литературе 13. «Черное рейдерство» как форма силового предпринимательства 14. Значение и сущность бизнес – планирования 15. Структура и содержание бизнес-плана развития предприятия 16. Основные разделы бизнес-плана 17. Социологические методы в изучении предпринимательства 18. Предпринимательский потенциал общества Практические задания проблемно-поискового характера: 1. Обосновать методы сбора информации (не менее двух) для конкретного исследования бизнес организаций. 2. Представьте схематично различные формы предпринимательства. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Перечень тем эссе: 1. Тому, кто не умеет ладить с людьми, нельзя заниматься бизнесом, потому что именно люди нас окружают. (Ли Якокка) 2. Бизнес как масло. Его нельзя смешать ни с чем, кроме бизнеса. (Д.Грэхем) 3. "Предпринимательство – это не наука и не искусство. Это практика" (Питер Друкер) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
находится в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Боброва О.С., Цыбуков С.И., Бобров И.А. | ОСНОВЫ БИЗНЕСА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Арустамов Э.А. | Основы бизнеса: учебник | М. : Дашков и К, 2017 | : http://e.lanbook.com/book/93394 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Нагайцев В.В. | Социология бизнеса: монография | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС "Юрайт" | biblio-online.ru | ||
Э2 | ЭБС "Университетская библиотека online" | biblioclub.ru | ||
Э3 | Социология.RU | sotsiologia.ru | ||
Э4 | Электронная библиотека Социологического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) | lib.socio.msu.ru | ||
Э5 | Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) | wciom.ru | ||
Э6 | Электронная библиотека – социология, психология, управление | soc.lib.ru | ||
Э7 | Национальная социологическая энциклопедия | voluntary.ru | ||
Э8 | Курс в moodle «Социология бизнеса» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. - На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |