Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 9 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | 14,5 | 18 | 14,5 | ||||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 28 | 28 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 100 | 100 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 48 | 48 |
Сам. работа | 32 | 32 | 9 | 9 | 36 | 36 | 45 | 45 | 122 | 122 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 0 | 0 | 27 | 27 | 54 | 54 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 108 | 108 | 324 | 324 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Лукашевич Е.В., д.ф.н., профессор
1.1. | Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление об исторических этапах, тенденциях и закономерностях развития журналистики и СМИ в зарубежных странах. Задачи дисциплины: - проанализировать основные этапы развития, функции и формы средств распространения массовой информации в истории человечества; - раскрыть технические, социокультурные, политические и экономические особенности функционирования зарубежных СМИ в разные исторические периоды; - выявить связь журналистики с политическими, философскими и религиозными течениями, определить ее воздействие на ход важнейших исторических событий и место в пространстве мировой культуры; - продемонстрировать национальное своеобразие журналистики в различных странах Европы, Азии, Африки, Австралии, Северной и Латинской Америки; - познакомиться с творчеством выдающихся зарубежных журналистов и публицистов прошлого, с деятельностью наиболее ярких периодических изданий XVIII, XIX и XX вв., а также с развитием электронных СМИ в различных зарубежных странах во второй половине ХХ века. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-3 | Способен использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные этапы исторического развития общества и зарубежной журналистики в тематическом, жанровом, методологическом и идеологическом аспектах, профессиональную биографию ключевых исторических лиц зарубежной журналистики, историю знаковых периодических изданий. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять средства художественной выразительности в создаваемых журналистских текстах и (или) продуктах. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способностью выявлять существенные взаимосвязи процессов и тенденций зарубежной журналистской истории, применять навыки, приемы и методы ключевых субъектов истории журналистики в повседневной профессиональной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История зарождения журналистики: от пражурналистских явлений до конца XVIII века | ||||||
1.1. | Основные понятия и категории массовой информации в их историческом становлении. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Предыстория журналистики (пражурналистские явления в странах Европы и Азии) | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Устная публицистика | Лекции | 1 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Журналистика в эпоху Средневековья и Возрождения | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Становление книгопечатного дела. Появление цензуры | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Формирование периодической печати в Европе в XVII веке | Лекции | 1 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Институционализация журналистики. Появление первых европейских журналов | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Общая характеристика развития журналистики в XVIII веке | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Нравоучительная журналистика Великобритании | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Политическая и нравоучительная журналистика в европейских странах | Лекции | 1 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Развитие прессы в североамериканских колониях Англии, становление США | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Пражурналистика в текстах древнегреческих и древнеримских ораторов | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.13. | Рукописные издания и первые печатные газеты | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.14. | Английские публицисты XVII – начала XVIII века | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.15. | Публицистика Великой французской буржуазной революции | Практические | 1 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.16. | Становление североамериканской журналистики в XVI-XVIII вв. | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.17. | Эссе по английской публицистике начала XVIII века | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.18. | Портретная зарисовка о публицисте и его периодическом издании времен Великой французской революции | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.19. | Напишите реферат-эссе по одной из предложенных тем | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.20. | Подготовка к практическим занятиям, изучение основной и дополнительной литературы | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. История становления зарубежной журналистики в XIX веке | ||||||
2.1. | Технические изобретения в области журналистики в XIX столетии | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Миссия журналистов и журналистики в XIX веке, концепция «свободы печати» | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Развитие журналистики в США в XIX веке | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Французская журналистика: от пропаганды эпохи Наполеона Бонапарта и серой рекламы к появлению массовой прессы | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | «Дело Дрейфуса» как важнейший этап становления гражданского общества во Франции | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.6. | История Великобритании XIX века на страницах газеты «Таймс» | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Немецкая журналистка – «колыбель» социал-демократической идеологии | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Роль прессы и журналистов в объединении Италии в XIX столетии | Лекции | 2 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Развитие прессы в Скандинавских странах | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Развитие журналистики в колониях европейских государств | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.11. | «Имена создают новости»: главные европейские и американские общественные деятели, политики и журналисты, определившие векторы развития периодической печати в XIX веке | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.12. | Положение прессы в империи Наполеона I | Практические | 2 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.13. | Журналистская деятельность зарубежных писателей XIX века | Практические | 2 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.14. | Развитие социалистической и коммунистической журналистики во второй половине XIX века | Практические | 2 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.15. | «Дело Дрейфуса» как важный этап становления гражданского общества во Франции | Практические | 2 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.16. | Журналистика – четвертая власть | Практические | 2 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.17. | Изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 2 | 9 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.18. | Экзамен | 2 | 27 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 3. Зарубежная журналистика конца XIX века - первой половины XX века | ||||||
3.1. | Основные тенденции развития европейской журналистики на рубеже веков | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Написание эссе | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Выработка базовых стратегий деятельности информационных агенств | Практические | 3 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Новые аспекты британской журналистики | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Метаморфозы французской прессы | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Очерги Герберта Уэллса. | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.7. | Коммунистическая печать Франции | Практические | 3 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.8. | Преображение немецких СМИ | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.9. | Выполнение индивидуального домашнего задания (реферат) | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.10. | Своеобразия американской журналистики в предвоенные десятилетия | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.11. | Особенности развития средств информации в XX в. Зарождение и развитие новых каналов информации. Кино. Радиовещание. Телевидение | Лекции | 3 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.12. | СМИ зарубежных стран накануне Второй мировой войны. | Лекции | 3 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.13. | Особенности нацистской пропаганды | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.14. | Новая журналистика Трумена Капоте | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.15. | Пропаганда в гитлеровской Германии | Практические | 3 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.16. | Журналистика военного периода | Лекции | 3 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.17. | Изучение литературы к практическому занятию | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.18. | СМИ зарубежных стран накануне и во время Второй Мировой войны | Практические | 3 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.19. | Индивидуальная подготовка к промежуточной аттестации по курсу | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Журналистика второй половины ХХ века | ||||||
4.1. | Особенности развития СМИ зарубежных стран в 1945 – 2000 гг. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Особенности технологического развития СМИ стран Западной Европы и США в 1945 – 2000 гг. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Экономические факторы развития СМИ Западной Европы и США в 1945 – 2000 гг. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Средства массовой информации США 1945 – 2000 гг. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.5. | Изучение литературы к практическим занятиям | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.6. | Развитие журналистики в США во второй половине ХХ века | Практические | 4 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.7. | Средства массовой информации Великобритании в 1945 – 2000 гг. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.8. | Средства массовой информации Франции в 1945 – 2000 гг. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.9. | Средства массовой информации Германии в 1945 – 2000 гг. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.10. | Анализ сайта газеты The New York Times | Сам. работа | 4 | 5 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.11. | Развитие европейской журналистики и публицистики во второй половине ХХ века | Практические | 4 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.12. | Средства массовой информации стран Центральной и Восточной Европы в 1945 – 2000 гг. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.13. | СМИ стран Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ века. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.14. | Изучение литературы к практическим занятиям | Сам. работа | 4 | 5 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.15. | Транснациональные медиакорпорации и информагенства во время и после окончания «холодной войны» | Практические | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.16. | Особенности развития СМИ на рубеже XX и XXI вв. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.17. | Сравнительный анализ современной иностранной и российской прессы | Сам. работа | 4 | 5 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.18. | Освещение в СМИ военных действий как способ манипулирования общественным сознанием | Практические | 4 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.19. | Индивидуальная подготовка студентов к итоговой аттестации по дисциплине | Сам. работа | 4 | 20 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.20. | Экзамен | 4 | 27 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | сост. Г. В. Прутцков | История зарубежной журналистики, 1800-1945: хрестоматия | Аспект Пресс, 2007 | |
Л1.2 | Прутцков Г.В., Засурский Я.Н. | История зарубежной журналистики, 1929-2011: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. Я. Н. Засурского | История зарубежной журналистики, 1945-2008: хрестоматия | Аспект Пресс, 2008 | |
Л2.2 | Трыков В.П. | История зарубежной журналистики: от истоков до Второй мировой войны: учеб. пособие для вузов | М.: Инфомедиа Паблишерз, [2007] | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научное издание «Меди@льманах» | www.journ.msu.ru | ||
Э2 | Научный журнал «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика» | www.journ.msu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |