МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История зарубежной журналистики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-1-2019
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 148
самостоятельная работа 122
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 17,5 14,5 18 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 28 28 24 24 24 24 24 24 100 100
Практические 12 12 12 12 12 12 12 12 48 48
Сам. работа 32 32 9 9 36 36 45 45 122 122
Часы на контроль 0 0 27 27 0 0 27 27 54 54
Итого 72 72 72 72 72 72 108 108 324 324

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.;к.ф.н., доцент, Чутчева А.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
История зарубежной журналистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Е.В., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Лукашевич Е.В., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление об исторических этапах, тенденциях и закономерностях развития журналистики и СМИ в зарубежных странах.
Задачи дисциплины:
- проанализировать основные этапы развития, функции и формы средств распространения массовой информации в истории человечества;
- раскрыть технические, социокультурные, политические и экономические особенности функционирования зарубежных СМИ в разные исторические периоды;
- выявить связь журналистики с политическими, философскими и религиозными течениями, определить ее воздействие на ход важнейших исторических событий и место в пространстве мировой культуры;
- продемонстрировать национальное своеобразие журналистики в различных странах Европы, Азии, Африки, Австралии, Северной и Латинской Америки;
- познакомиться с творчеством выдающихся зарубежных журналистов и публицистов прошлого, с деятельностью наиболее ярких периодических изданий XVIII, XIX и XX вв., а также с развитием электронных СМИ в различных зарубежных странах во второй половине ХХ века.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы исторического развития общества и зарубежной журналистики в тематическом, жанровом, методологическом и идеологическом аспектах, профессиональную биографию ключевых исторических лиц зарубежной журналистики, историю знаковых периодических изданий.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять средства художественной выразительности в создаваемых журналистских текстах и (или) продуктах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью выявлять существенные взаимосвязи процессов и тенденций зарубежной журналистской истории, применять навыки, приемы и методы ключевых субъектов истории журналистики в повседневной профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История зарождения журналистики: от пражурналистских явлений до конца XVIII века
1.1. Основные понятия и категории массовой информации в их историческом становлении. Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Предыстория журналистики (пражурналистские явления в странах Европы и Азии) Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Устная публицистика Лекции 1 4 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Журналистика в эпоху Средневековья и Возрождения Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Становление книгопечатного дела. Появление цензуры Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Формирование периодической печати в Европе в XVII веке Лекции 1 4 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Институционализация журналистики. Появление первых европейских журналов Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Общая характеристика развития журналистики в XVIII веке Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Нравоучительная журналистика Великобритании Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Политическая и нравоучительная журналистика в европейских странах Лекции 1 4 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Развитие прессы в североамериканских колониях Англии, становление США Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Пражурналистика в текстах древнегреческих и древнеримских ораторов Практические 1 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Рукописные издания и первые печатные газеты Практические 1 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Английские публицисты XVII – начала XVIII века Практические 1 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Публицистика Великой французской буржуазной революции Практические 1 4 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Становление североамериканской журналистики в XVI-XVIII вв. Практические 1 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.17. Эссе по английской публицистике начала XVIII века Сам. работа 1 8 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.18. Портретная зарисовка о публицисте и его периодическом издании времен Великой французской революции Сам. работа 1 8 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.19. Напишите реферат-эссе по одной из предложенных тем Сам. работа 1 8 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.20. Подготовка к практическим занятиям, изучение основной и дополнительной литературы Сам. работа 1 8 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. История становления зарубежной журналистики в XIX веке
2.1. Технические изобретения в области журналистики в XIX столетии Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Миссия журналистов и журналистики в XIX веке, концепция «свободы печати» Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Развитие журналистики в США в XIX веке Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Французская журналистика: от пропаганды эпохи Наполеона Бонапарта и серой рекламы к появлению массовой прессы Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. «Дело Дрейфуса» как важнейший этап становления гражданского общества во Франции Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. История Великобритании XIX века на страницах газеты «Таймс» Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Немецкая журналистка – «колыбель» социал-демократической идеологии Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Роль прессы и журналистов в объединении Италии в XIX столетии Лекции 2 4 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Развитие прессы в Скандинавских странах Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Развитие журналистики в колониях европейских государств Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.11. «Имена создают новости»: главные европейские и американские общественные деятели, политики и журналисты, определившие векторы развития периодической печати в XIX веке Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Положение прессы в империи Наполеона I Практические 2 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.13. Журналистская деятельность зарубежных писателей XIX века Практические 2 4 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.14. Развитие социалистической и коммунистической журналистики во второй половине XIX века Практические 2 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.15. «Дело Дрейфуса» как важный этап становления гражданского общества во Франции Практические 2 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.16. Журналистика – четвертая власть Практические 2 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.17. Изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 9 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.18. Экзамен 2 27 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Зарубежная журналистика конца XIX века - первой половины XX века
3.1. Основные тенденции развития европейской журналистики на рубеже веков Лекции 3 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Написание эссе Сам. работа 3 4 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Выработка базовых стратегий деятельности информационных агенств Практические 3 4 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Новые аспекты британской журналистики Лекции 3 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Метаморфозы французской прессы Лекции 3 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Очерги Герберта Уэллса. Сам. работа 3 4 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Коммунистическая печать Франции Практические 3 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.8. Преображение немецких СМИ Лекции 3 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.9. Выполнение индивидуального домашнего задания (реферат) Сам. работа 3 10 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.10. Своеобразия американской журналистики в предвоенные десятилетия Лекции 3 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.11. Особенности развития средств информации в XX в. Зарождение и развитие новых каналов информации. Кино. Радиовещание. Телевидение Лекции 3 4 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.12. СМИ зарубежных стран накануне Второй мировой войны. Лекции 3 4 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.13. Особенности нацистской пропаганды Лекции 3 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.14. Новая журналистика Трумена Капоте Сам. работа 3 4 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.15. Пропаганда в гитлеровской Германии Практические 3 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.16. Журналистика военного периода Лекции 3 4 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.17. Изучение литературы к практическому занятию Сам. работа 3 4 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.18. СМИ зарубежных стран накануне и во время Второй Мировой войны Практические 3 4 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.19. Индивидуальная подготовка к промежуточной аттестации по курсу Сам. работа 3 10 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Журналистика второй половины ХХ века
4.1. Особенности развития СМИ зарубежных стран в 1945 – 2000 гг. Лекции 4 4 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Особенности технологического развития СМИ стран Западной Европы и США в 1945 – 2000 гг. Лекции 4 4 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Экономические факторы развития СМИ Западной Европы и США в 1945 – 2000 гг. Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Средства массовой информации США 1945 – 2000 гг. Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.5. Изучение литературы к практическим занятиям Сам. работа 4 10 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.6. Развитие журналистики в США во второй половине ХХ века Практические 4 4 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.7. Средства массовой информации Великобритании в 1945 – 2000 гг. Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.8. Средства массовой информации Франции в 1945 – 2000 гг. Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.9. Средства массовой информации Германии в 1945 – 2000 гг. Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.10. Анализ сайта газеты The New York Times Сам. работа 4 5 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.11. Развитие европейской журналистики и публицистики во второй половине ХХ века Практические 4 4 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.12. Средства массовой информации стран Центральной и Восточной Европы в 1945 – 2000 гг. Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.13. СМИ стран Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ века. Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.14. Изучение литературы к практическим занятиям Сам. работа 4 5 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.15. Транснациональные медиакорпорации и информагенства во время и после окончания «холодной войны» Практические 4 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.16. Особенности развития СМИ на рубеже XX и XXI вв. Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.17. Сравнительный анализ современной иностранной и российской прессы Сам. работа 4 5 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.18. Освещение в СМИ военных действий как способ манипулирования общественным сознанием Практические 4 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.19. Индивидуальная подготовка студентов к итоговой аттестации по дисциплине Сам. работа 4 20 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.20. Экзамен 4 27 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 сост. Г. В. Прутцков История зарубежной журналистики, 1800-1945: хрестоматия Аспект Пресс, 2007
Л1.2 Прутцков Г.В., Засурский Я.Н. История зарубежной журналистики, 1929-2011: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Я. Н. Засурского История зарубежной журналистики, 1945-2008: хрестоматия Аспект Пресс, 2008
Л2.2 Трыков В.П. История зарубежной журналистики: от истоков до Второй мировой войны: учеб. пособие для вузов М.: Инфомедиа Паблишерз, [2007]
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э2 Научный журнал «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика» www.journ.msu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.