МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-5-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.социол.наук, доцент Замятина Ольга Николаевна

Рецензент(ы):
канд.социол.наук, доцент Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Маркетинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д-р.филос.наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д-р.филос.наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Маркетинг» являются формирование представления о маркетинге, как современной деловой философии на основе изучение категориально - понятийного аппарата, основных направлений и видов деятельности, реализуемых в ходе маркетинговой активности, а также получение навыков, необходимых для социологического изучения, анализа и прогнозирования состояния и перспектив развития рынка, как сложного социально-экономического явления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные фундаментальные труды отечественного и зарубежного опыта по маркетингу
основные понятия, современные исследовательские методы сбора и анализа, обработки и интерпретации информации, применяемые в сфере маркетинга
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать современные исследовательские методы в сфере маркетинга
логически выстраивать последовательную содержательную аргументацию
критически анализировать информационные источники, научные тексты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.формулирования целей, ставить конкретные задачи научных исследований в маркетинговой сфере
проведения комплексного сопровождения программ социально-маркетинговой коммуникации в организации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в маркетинг
1.1. Основные понятия маркетинга. Эволюция концепций маркетинга Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Основные понятия маркетинга. Эволюция концепций маркетинга Сам. работа 3 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Маркетинг и общество: социальная ответственность и этика маркетинга
2.1. Социально-экономическая сущность и содержание маркетинговой деятельности Сам. работа 3 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Основные принципы и функции маркетинга
3.1. Взаимосвязь принципов, функций маркетинга и поведения потребителей Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Взаимосвязь принципов, функций маркетинга и поведения потребителей Сам. работа 3 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Структура комплекса маркетинга. Взаимосвязь и взаимовлияние элементов
4.1. Элементы комплекса маркетинга, как совокупность управленческих параметров маркетинговой деятельности Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.2. Элементы комплекса маркетинга, как совокупность управленческих параметров маркетинговой деятельности Сам. работа 3 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Массовые коммуникации в маркетинге. Реклама и PR
5.1. Система маркетинговых коммуникаций Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.2. Система маркетинговых коммуникаций Сам. работа 3 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.3. Сегментирование и позиционирование, как основа изучения потребительских рынков и покупательского поведения Сам. работа 3 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.4. Маркетинговая информация и управление маркетингом Сам. работа 3 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.5. Зачет 3 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень вопросов и заданий к зачету:
Теоретические вопросы:
1. История развития маркетинговой деятельности. Определение понятия «маркетинг». Основные понятия.
2. Эволюция концепций маркетинга
3. Функции маркетинга.
4. Товар (классификация). Стадии жизненного цикла товара и маркетинговые стратегии.
5. Процесс разработки новых товаров (этапы, виды деятельности).
6. Потребительское поведение. Стимулы, влияющие на поведение.
7. Цена, как элемент комплекса маркетинга.
8. Ярмарки и выставки в комплексе маркетинга.
9. Дифференцирование и позиционирование.
10. Коммуникативная эффективность рекламы. Рекламная стратегия. Уникальное торговое предложение.
11. Паблик рилейшнз, как элемент маркетинга.
12. Характеристика рекламы, как структурного элемента маркетинга.
13. Принципы и направления взаимодействия общества и маркетинга.
14. Комплекс маркетинга.
15. Маркетинг в социальной сфере и социально-этический маркетинг.
16. Процесс принятия решения потребителем (этапы, типы, стимулы).
17. Сегментирование, как прием маркетинговой деятельности.
18. Конкуренция и маркетинговая деятельность (определение, направления исследования, стратегии).
19. Международный маркетинг.
20. Маркетинг в сфере услуг.
21. Стратегии и направления маркетинговых исследований.
22. Исследование рынка в маркетинге (типы рынков, виды спроса, подходы к изучению).
23. Качество и конкурентоспособность в маркетинге.
24. Информационное обеспечение маркетинга (значение, источники).
25. Факторы макросреды и риск в маркетинге.
Практические задания проблемно-поискового характера:
1. Придумать название и слоган для организации (сфера деятельности организации не имеет значения)
2. Предложить показатели оценки аналитического отчета по эффективности рекламной кампании (на выбор студента)
3. Сформулируйте три актуальных маркетинговых исследовательских проекта.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем эссе:
1. Сущность и содержание маркетинга
2. Город и маркетинговые коммуникации
3. Внутренний и внешний имидж предприятия как неотъемлемые компоненты коммуникативных процессов
4. Маркетинг для потребителя или потребитель для маркетинга
5. Что век грядущий нам готовит?...
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Синяева И.М., Жильцова О.Н. МАРКЕТИНГ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Корнеева И.В., Хруцкий В.Е. МАРКЕТИНГ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Э2 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э3 Электронная библиотека Социологического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) lib.socio.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
- На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.