МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История отечественной журналистики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость10 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-1-2019
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 144
самостоятельная работа 162
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4, 6
зачеты: 3, 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 18 14,5 18 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24 24 24 24 24 96 96
Практические 12 12 12 12 12 12 12 12 48 48
Сам. работа 36 36 45 45 36 36 45 45 162 162
Часы на контроль 0 0 27 27 0 0 27 27 54 54
Итого 72 72 108 108 72 72 108 108 360 360

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Плахин В.Т.;к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
История отечественной журналистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Е.В., д.ф.н, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Лукашевич Е.В., д.ф.н, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сориентировать студентов в специфике протекания основных этапов развития русской журналистики

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История журналистики 18 века
1.1. Объект и предмет истории журналистики. История журналистики, историческое сознание Лекции 3 4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Зарождение журналистики в России. Петровские "Ведомости" и их роль в развитии русского литературного языка Лекции 3 4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Академическая журналистика второй четверти 18 века Лекции 3 4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.4. Петровские ведомости Практические 3 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.5. Сатирический бум в русской журналистике конца 60-х начала 70-х гг.: исторические предпосылки и социокультурная направленность Лекции 3 4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.6. Публицистика Радищева А.Н. Лекции 3 4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.7. Ежемесячные сочинения, к пользе и удовольствию служащие Практические 3 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.8. Журналистика 90-х: "Московский журнал" М.Н.Карамзина, "Санкт-Петербургский журнал" А.Ф.Бестужева и И.П.Пнина Лекции 3 4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.9. Трудолюбивая пчела Практические 3 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.10. Всякая всячина Практические 3 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.11. Сатирические журналы Новикова Практические 3 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.12. Сатирические журналы Крылова Практические 3 2 Л2.2, Л1.2
1.13. Работа А. Сумарокова «Сон: счастливое общество» Сам. работа 3 12 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.14. Текст Фонвизина «Письма к Фалалею» Сам. работа 3 12 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.15. Тематическая специфика писем, посылаемых гномами, сильфами в произведении "Почта духов" Сам. работа 3 12 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. История журналистики первой половины 19 века
2.1. Журналистика начала 19 века и эпохи "Отечественной" войны 1812 - 1815 гг. ("ВЕСТНИК ЕВРОПЫ", "РУССКИЙ ВЕСТНИК", "СЫН ОТЕЧЕСТВА") Лекции 4 4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.2. Журналистика времени декабристского движения ("СОРЕВНОВАТЕЛЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ И БЛАГОДЕНСТВИЯ", "ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА", "СЕВЕРНЫЕ ЦВЕТЫ") Лекции 4 4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Сообщения на темы: “«Своеобразие альманахов декабристов: «Полярная звезда», «Мнемозина», «Русская старина»”; “«Разработка основ декабристской эстетики в «Полярной звезде» А.А. Бестужева и К.Ф. Рылеева и «Мнемозине» В.К. Кюхельбекера и В.Ф. Одоевского»” Сам. работа 4 10 Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.4. Русская журналистика конца 20-х и в 30-е гг. 19 века ("СЕВЕРНАЯ ПЧЕЛА", "МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ", "ТЕЛЕСКОП" И "СОВРЕМЕНЕНИК" А.С.Пушкина). Лекции 4 4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. «Вестник Европы» Карамзина Практические 4 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. «Полярная звезда» Практические 4 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Статья В.Г. Белинского «Николай Алексеевич Полевой» Сам. работа 4 6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. История журналистики второй половины 19 века
3.1. Русская пресса в условиях кризиса самодержавия ("РУССКАЯ БЕСЕДА","РУССКИЙ ВЕСТНИК", "РУССКОЕ СЛОВО") Лекции 4 4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Журнал "Современник" как трибуна Добролюбого, Некрасова,Чернышеского. Демократическая журналистика конца 60-х и 70-х гг. ("Отечественные записки" Некрасова и Салтыкова - Щедрина) Лекции 4 4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. “Журнал «Библиотека для чтения»”. Анализ личности О.И. Сенковского, история основания журнала, редакция, отделы, концепция издания, редакторская политика в отношении писателей и сотрудников Сам. работа 4 5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Буржуазная журналистика второй половины 19 века ("ВЕСТНИК ЕВРОПЫ", "РУССКАЯ МЫСЛЬ", "СЕВЕРНЫЙ ВЕСТНИК") Лекции 4 4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. «Московский телеграф» Практические 4 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. «Отечественные записки» Краевского Практические 4 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Журналистская деятельность Салтыкова-Щедрина Практические 4 2 Л2.2, Л1.2
3.8. Журналистика Короленко Практические 4 2 Л2.2, Л1.2
3.9. Эссе на тему «Несвоевременный «Современник» А.С. Пушкина» Сам. работа 4 10 Л2.2, Л1.2
3.10. Презентация «Бульварная журналистика конца XIX века» Сам. работа 4 4 Л2.2, Л1.2
3.11. Написание рефератов Сам. работа 4 10 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.12. Экзамен 4 27 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Становление партийно-советской журналистики (1917–1920 гг.)
4.1. Большевики о свободе печати до и после октября 1917 г.Формы и методы борьбы большевиков с оппозиционной прессой. Лекции 5 4 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.2. Издательская деятельность РОСТА в годы гражданской войны. В. Маяковский в «Окнах РОСТА». Лекции 5 4 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.3. Сравнительный анализ красноармейской периодики и печати белых армий. Практические 5 6 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.4. Написание агонального материала на любую тему в стилистике работы В.И. Ленина «Памяти Герцена». Сам. работа 5 12 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Отечественная журналистика
5.1. Кризис печати в нач. 20-х гг. Влияние НЭПа на развитие журналистикиМногообразие журнальной периодики 20-х гг. Лекции 5 4 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
5.2. «Сибирские огни» как первое провинциальное литературное издание. Лекции 5 4 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
5.3. Партийная советская журналистика как средство и объект тоталитарной государственной политики. Лекции 5 4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
5.4. Политические процессы 30-х годов и советская печать. Лекции 5 4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
5.5. Цензурный режим: дозволенное и недозволенное в освещении событий Великой Отечественной войны Практические 5 6 Л1.2, Л1.3, Л2.1
5.6. Анализ работ ведущих публицистов Сам. работа 5 6 Л1.2, Л1.3, Л2.1
5.7. Создание военного репортажа, по «тернарному принципу» книги очерков Л. Рейснер «Фронт» Сам. работа 5 12 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
5.8. Анализ военных очерков К.М. Симонова Сам. работа 5 6 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Послевоенная журналистика
6.1. Позитивное влияние «оттепели» на развитие советской журналистики и негативные явления журналистского творческого процесса. Лекции 6 2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.2. ТАСС и АПН: общие и отличительные черты.«Новый мир» как зеркало хрущевской «оттепели». Лекции 6 2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.3. Периоды «оттепели» и «застоя» в истории советской журналистики: общие и отличительные черты.Становление в СССР массового телевидения: положительный и негативный опыт. Лекции 6 2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.4. Особенности отражения жизни советского общества в журналистике 60–80-х годов. Лекции 6 2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.5. Характерные черты советской журналистики периода перестройки и гласности. Лекции 6 2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.6. Образ героя в советском очерке и репортаже. Мифологизация журналистского творческого процесса. Практические 6 2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
6.7. Две тенденции в развитии международной публицистики в 50–60-е гг. Практические 6 2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.8. Диссидентская пресса: причины возникновения, историческая роль. Практические 6 4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.9. Творческое «лицо» журналиста перестроечного периода. Персонифицированная журналистика. Лекции 6 2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.10. «Круглые столы», телемосты, прямой эфир – новые формы советской журналистики. Практические 6 4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.11. Создание собственного фельетона в рамках жанра газеты «Гудок» Сам. работа 6 8 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
6.12. Написание аграрного очерка об Алтайской пашне Сам. работа 6 8 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
6.13. 1991–1993 годы – «золотой век» российской журналистики. Подтвердите или опровергните. Лекции 6 4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.14. Создание проблемного очерка в стилистике А. Аграновского («Как я был первым») Сам. работа 6 8 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.15. Фотофакты о домашних питомцах в стилистике "Окно в природу" Сам. работа 6 5 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.16. Характерные черты отечественной журналистики в конце XX в. Лекции 6 4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.17. Принципы типологизации газетно-журнальной периодики постсоветской России.Коммерциализация СМИ – опыт 90-х годов.Процессы глобализации в российской журналистике. Лекции 6 4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.18. Написание стилистической статьи на тему «Как сбылись предсказания А. Солженицына» по материалам его трактата «Как нам обустроить Россию» Сам. работа 6 8 Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.19. Написание аналитической статьи «Кто живет в России?» Сам. работа 6 8 Л1.2, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (3 семестр)

Перечень вопросов
1. Общая характеристика журналистики первой четверти 18века.
2. Рукописные «Куранты».
3. Петровские «Ведомости».
4. Санкт-Петербургские «Ведомости».
5. «Примечания» к Санкт-Петербургским «Ведомостям».
6. Научные периодические издания Академии Наук
7. Научно-популярные органы Академии.
8. «Ежемесячные сочинения».
9. «Московские ведомости».
10. «Трудолюбивая пчела».
11.«Полезное увеселение».
12.«Свободные часы».
13. «Невинное упражнение».
14. «Собрание лучших сочинений»
15.Общая характеристика сатирических журналов 1769-1774 годов.
16. «Всякая всячина».
17.«И то и се».
18.«Ни то ни се».
19.«Полезное с приятным».
20.«Поденщина».
21.«Трутень».
22.«Адская почта».
23.«Пустомеля».
24.«Трудолюбивый муравей».
25.«Живописец».
26.«Старина и новизна».
27.«Кошелек».
28.Значение сатирической журналистики 1769—1774 гг.
29.Журналистика последней четверти 18 века: общая характеристика.
30.«Собрание новостей».
31.Академические известия».
32.«Собеседник любителей российского слова»ю
33.«Российский феатр».
34.«Новые ежемесячные сочинения».
34.«Санкт-Петербургский вестник».
35.«Друг честных людей, или Стародум»
36.«Утренние часы».
37.«Беседующий гражданин».
38.«Санкт-Петербургский журнал».
39.«Санкт-Петербургский журнал».
40.«Модное ежемесячное издание».
41.«Городская и деревенская библиотека».
42.«Детское чтение для сердца и разума».
43.Масонские издания: «Утренний свет» и «Вечерняя заря».
44.«Почта духов».
45.«Зритель».
46.«Московский журнал».
Типовое практическое задание:
Проанализируйте ключевой текст издания (например, утопии Сумарокова «Сон: счастливое общество»).

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (4 семестр)

Перечень вопросов
1. Декабристское движение и печать. Нелегальная публицистика декабристов. Альманахи декабристов «Полярная звезда» (1823-1825), «Мнемозина» (1824-1825), «Русская старина» (1825).
2. Русская журналистика во второй половине 1820-х годов и в 1830-е годы. Зарождение «торгового направления» в журналистике.
3. «Северная пчела» Ф.Д. Булгарина и Н.И. Греча – родоначальница «желтой прессы» в России и коммерциализации журналистики.
4. Журнал «Библиотека для чтения» О. Сенковского: первый русский многотиражный журнал. Причины популярности. Оценка журнала В.Г. Белинским.
5. Журналистская деятельность А.С. Пушкина. «Литературная газета» (1830-31), организация журнала «Современник»
6. Н.А. Полевой и «Московский телеграф» (1825-1834).
7. Издания Н.И. Надеждина «Телескоп» и «Молва». Возникновение русской философской критики и эстетики. «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева.
8. Журналистика и критика 1840-х годов. Общая характеристика, правительственная политика в отношении прессы в период «мрачного семилетия».
9. «Отечественные записки»» в 1840-е годы.
«Современник» в 1840-е годы.
10. В.Г. Белинский как литературный критик и публицист. «Журналистский кодекс» Белинского.
11. «Отечественные записки» Краевского: история издания, круг авторов, направление.
Белинский в «Отечественных записках». Отношения с А. Краевским. Западники и славянофилы. Полемика вокруг «Мертвых душ» Гоголя.
12. Переход «Современника» в руки Н. Некрасова и И. Панаева. Направление журнала. Участие в нем Белинского.
13. «Мрачное семилетие» (1848–1855). Эпоха цензурного террора. Положение печати.
14. Основание «Колокола». Сеть его корреспондентов, способы распространения. Его влияние на русское общество.
15. Круг авторов «Современника» во второй половине 1850-х гг. Назревание конфликта внутри журнала. «Обязательное соглашение».
16. Литературная критика в «Современнике». Крестьянский вопрос.
17. Сатирический журнал «Искра». Карикатуры в журнале. Роль Курочкина и Степанова.
«Гудок» как преемник «Искры». Взаимоотношения «Искры» и «Гудка» с цензурой.
18. Журналы братьев Достоевских «Время» и «Эпоха». Теория почвенничества.
19. Цензурная реформа. «Временные правила о печати» 1865 г.
20. Журнал Некрасова (с 1868 г.) «Отечественные записки». Его отношение к народничеству.
21. Сатирическая публицистика Салтыкова-Щедрина.
22. Журналистская деятельность А.П.Чехова
23. «Библиотека для чтения», общественная позиция журнала, круг сотрудников. Отношение журнала к крестьянской реформе 1861 года. Причины закрытия журнала.
24. Журнал «Русская мысль» Структура, содержание, публицистика и беллетристика журнала. Авторы журнала
25. Журнал "Русское богатство". История создания журнала, Структура, содержание, публицистика и беллетристика журнала.
26. Жанр очерка в творчестве Короленко

Типовое практическое задание:
Проанализируйте ключевой текст издания (например, утопии Карамзина «Письмо к издателю»).

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (5,6 семестры)

Перечень вопросов

5 семестр
1. История отечественных средств массовой информации с февраля 1917 г. до 50-х годов: три типа периодизации.
2. Российская печать накануне 1917 г. (общая характеристика). Яркие публицисты.
3. «Информационные войны» между двух революций. СМИ в формировании Учредительного собрания.
4. М.Горький – журналист: от «Самарской газеты» до соловецких очерков.
5. "Несвоевременные мысли" М. Горького: основная проблематика и картина мира.
6. Отечественная журналистика в эпоху многопартийности (ноябрь 1917 – июль 1918 гг.).
7. В. Маяковский и «Окна РОСТА». Эстетика лубка и визуальность.
8. Формирование советской журналистики во время гражданской войны (1918 – начало 1920-х гг.). Очерки Л.Рейснер. Особенности пропаганды и агитации.
9. Книга очерков «Фронт». Особенности тернарных структур.
10. Советская печать эпохи НЭПа. Кризис советской печати и его преодоление.
11. Новые популярные частные журналы периода НЭПа.
12. Литературно-художественные издания, их позиция в литературной борьбе. Феномен газеты «Гудок».
13. Типология газетного фельетона 20-х годов ХХ века.
14. Фельетоны И.Ильфа и Е.Петрова, М.Булгакова, М.Зощенко.
15. Новый язык фельетонов М.Зощенко.
16. «Одноэтажная Америка»: проблематика, язык, картина мира.
17. Общие характеристика журналистики первой волны русской эмиграции (1920-е гг.): основные периодические издания, идеологические направления.
18. Просоветские издания русского зарубежья 1920-х гг. Евразийство и сменовеховство.
19. Журналистика Г.Д. Гребенщикова: дореволюционный период и американские публикации.
20. Публицистика оппозиции: «Открытое письмо Сталину» Ф.Ф. Раскольникова и «Гитлер и Сталин» Л.Д. Троцкого.
21. Публицистика вождя («Головокружение от успехов. К вопросам колхозного движения» И.В. Сталина).
22. «Письма к Луначарскому» В.Г. Короленко.
23. Телеграфное агентство Советского Союза: история в 1920–1930-е гг.
24. Журналистская деятельность и сатирическая публицистика А. Зорича.

25. Развитие радиовещания в Советской России 1920–1930-х гг.
26. Феномен журнала «Радиофронт».
27. Освещение коллективизации и индустриализации в советских средствах массовой информации 1930-х гг.
28. Новаторская журналистика М.Кольцова: методы, жанры, новые темы.
29. Гражданская война в Испании глазами отечественных СМИ.
30. «Испанские репортажи» И.Эренбурга.
31. «Испанский дневник» М. Кольцова.
32. Отечественные СМИ накануне Великой Отечественной войны.
33. Публицистика в годы Великой Отечественной войны.
34. Появление телевизионного вещания в СССР.
Типовое практическое задание:
Проанализируйте ключевой текст издания (текст предлагается преподавателем).

6 семестр.
1. Перестройка СМИ в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)
2. Радиовещание в годы Великой Отечественной войны.
3. Военная публицистика (1941–1945 гг.).
4. Первая послевоенная оттепель в СМИ: Б.Полевой и И. Эренбург.
5. Драматургические принципы «Районных будней» Валентина Овечкина.
6. Система СМИ в период хрущевской «оттепели» (1954-1964 гг.)
7. Доклад Н.С. Хрущева на ХХ съезде партии как журналистский текст.
8. Реформа газеты «Известия» при Алексее Аджубее.
9. Явление «шестидесятничества» в отечественных СМИ.
10. "Космическая» тема Ярослава Голованова
11. Система СМИ в период «застоя» (1964-1985 гг.)
12. Журналистское творчество Анатолия Аграновского
13. Негативные явления журналистского творчества в советский период
14. Публицистика Василия Пескова. Рубрика «Окно в природу».
15. «Таежный тупик» Василия Пескова как жанр продолжающегося журналистского сериала.
16. Жанр «фотофакта» в экологической журналистики.
17. Становление массового телевидение (1964-1985 гг.)
18. Журнал «Новый мир» и его редактор Александр Твардовский.
19. «Журнальный войны» в 60-70 гг. ХХ века.
20. Неформальная пресса 60-80 гг. XX в. (Самиздат).
21. «Хроника текущих событий»: генезис и типология.
22. Советский субъектный очерк 60-80 гг. (по выбору).
23. «Деревенская» тема в советской публицистике 60-70-х годов (по выбору).
24. Лучшие программы советского телевидения: «Что? Где? Когда?», «Клуб путешественников», «КВН».
25. Юрий Черниченко и аграрная журналистика.
26. Типология российской печати в 90-е годы.
27. Система СМИ в условиях перестройки и гласности. Главные темы (1985-1991 гг.).
28. Международная тема в советской публицистике (по выбору).
29. Информационные агентства Российской Федерации (1991-2000 гг.)
30. Открытие новых тем в журналистике в период перестройки и гласности.
31. Лидеры перестройки: журнал «Огонек», программы «Взгляд», «Прожектор перестройки», газета «Московские новости».
32. ТВ «Сибирь» - первый свободный телевизионный канал Сибири.
33. Публицистика Александра Солженицына о России конца XX в.
34. СМИ в период рыночных реформ (1991-2000 гг.)
35. Журналистика «нравственных исканий» (по выбору).
36. Российское радио и телевидение в 1985-2000 гг.
37. Экологическая журналистика в начале 90-х годов. Сергей Залыгин.
38. Журналистика в системе власти и политики (1985- 2000 гг.).
39. Новаторство канала «НТВ». Новая журналистская команда.
40. Телевизионные реформы и работы Леонида Парфенова.
41. Интернет как средство массовой информации и общения.
42. Путч 1991 года и его освещение в СМИ.
Типовое практическое задание:
Проанализируйте ключевой текст издания (текст предлагается преподавателем).


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Агитационно-пропагандистская направленность "Петровских ведомостей"
2. А.П.Сумароков как философ, утопист, сатирик
3. Журналистская деятельность Хераскова как провозвестника сентиментализма
4. Екатерина I как журналист и драматург
5. Журналистская деятельность и судьба Д.И. Фонвизина
6. Демократический пафос радищевской публицистики
7. Начало публицистической деятельности М.Н.Карамзина
8. Просветительская деятельность Н.И.Новикова в 80-е гг.
9. "Собеседник любителей российского слова" как полемическая арена
10. Судьба Н.Н.Карамзина (Историко-журналистский аспект)
11. "СЫН ОТЕЧЕСТВА" и "РУССКИЙ ВЕСТНИК" сравнительная характеристика
12. Полемика Пушкина А.С. с изданиями Ф.В. Булгарина и Н.И. Греча
13. Деятельность Белинского В.Г. в "Отечественных записках" и "СОВРЕМЕННИКЕ"
14. Цензурные истории "МОСКОВСКОГО ТЕЛЕГРАФА" И "ТЕЛЕСКОПА"
15. Салтыков-Щедрин М.Е. о морали и нравственности предпринимателя
16. Салтыков-Щедрин М.Е. о механизме бюрократии
17. Журналисты в произведения М.Е.Салтыкова -Щедрина и А.П.Чехова
18. Публицистика Глеба Успенского
19. Короленко В.Г. о переселенцах в Америку
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Я. Н. Засурского, О. А. Бакулина История печати: антология. Том №3 : учебник Аспект Пресс, 2008
Л1.2 Георгиева, Н.Г. Русская историческая журналистика : тексты специального курса лекций: пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа//ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278240
Л1.3 Ахмадулин Е.В. История отечественной журналистики ХХ века : учебник ФГОУ ВПО "Южный федеральный университет", Факультет филологии и журналистики. - Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета//ЭБС «Университетская библиотека online», 2008 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240903
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 ред. М. М. Ковалева ; сост. Л. Д. Иванова Отечественная журналистика ХVIII-ХIХ веков : тексты : Изд-во УрГУ, 2001
Л2.2 Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917): учебно-методический комплект Издательство МГУ, 2000
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э2 Научный журнал «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика» www.journ.msu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
При ответе на теоретический вопрос студент должен, характеризуя то или иное издание, раскрыть исторический контекст его появления и функционирования, рассказать об его основных авторах, редакционной политике и освещаемых темах.