МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в геополитику

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Курныкин Олег Юрьевич

Рабочая программа дисциплины
Введение в геополитику

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №202)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.-сформировать представления о предмете, теоретико-методологических особенностях, основных категориях и понятиях геополитики как дисциплины в рамках современной теории международных отношений;
- на основе сопоставления постулатов традиционных зарубежных и отечественных геополитических школ и современных геополитических концепций сформировать навыки современного международного анализа;
-изучить процесс становления и эволюции современных политической (Вестфальской) и международной систем, исследовать их нынешнее состояние;
-на основе многофакторного анализа охарактеризовать геополитическое положение современной России, систему национальных интересов, целей и основных направлений внешней политики, а также элементы стратегии безоасности РФ;
-изучить основные элементы(акторов) глобальной системы и региональных подсистем международных отношений, сформировать редставления о сложившемся балансе сил на каждом из указанных уровней миросистемы;
- овладеть навыками изложения и критического анализа информации по международным проблемам

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 способность владеть понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук, свободно ориентироваться в источниках и научной литературе по стране (региону) специализации
ПК-10 готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.этапы эволюции и современное состояние геополитики, которые опираются на элементарные сведения о международных отношениях XX в., мировые процессы и тенденции современности;
логику глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности;
универсальные психолого-педагогические подходы
3.2.Уметь:
3.2.1.профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции Российской Федерации по основным международным проблемам;
использовать дидактические и методические приемы с учетом психолого-педагогического портрета аудитории в процессе изучения международной проблематики
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций;
психолого-педагогическими и дидактическими приемами в процессе изложения и трактовки международной информации для обучающихся

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы геополитики
1.1. Лекция - эвристическая беседа "Предмет, методы, основные категории" Лекции 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Подготовка к лекции "Геополитика и геополитический реализм" Сам. работа 1 4 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.3. Лекция - дискуссия "Геополитика и политический реализм" Лекции 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Традиционные геополитические школы и их эволюция во второй половине XX в.
2.1. Немецкая школа геополитики Лекции 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.2. Подготовка к лекции "Англо-американская школа геополитики" Сам. работа 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.3. Англо-американская школа геополитики Лекции 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.4. Подготовка к лекции "Тихая революция" в геополитике Сам. работа 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.5. "Тихая революция" в геополитике Лекции 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Трансформация международной системы и формирование нового миропорядка на рубеже XX-XXI вв.
3.1. Лекция-диалог "Постбиполярный миропорядок и геополитические представления" Лекции 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
3.2. Подготовка к лекции "Баланс сил и другие структуры мировой политики" Сам. работа 1 4 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
3.3. Лекция-дискуссия "Баланс сил и другие структуры мировой политики" Лекции 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
3.4. Баланс сил и другие структуры мировой политики Практические 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 4. Основы современного миропорядка
4.1. Лекция-"мозговая атака" "Современные проблемы международной безопасности" Лекции 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.2. Подготовка к лекции "Глобализация и мировая политика" Сам. работа 1 4 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.3. Лекция-визуализация "Глобализация и мировая политика" Лекции 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.4. Глобализация и мировая политика Практические 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Россия в современной мировой политике
5.1. Лекция-дискуссия "Особенности геополитического положения РФ" Лекции 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
5.2. Особенности геополитического положения РФ Практические 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
5.3. Подготовка к лекции "Основные направления внешней политики РФ" Сам. работа 1 4 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
5.4. Лекция-визуализация "Основные направления внешней политики РФ" Лекции 1 4 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
5.5. Основные направления внешней политики РФ Практические 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
5.6. Подготовка к зачету-коллоквиуму в форме "мозговой атаки" по теме "Нужна ли геополитика для анализа современных международных процессов?" Сам. работа 1 56 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гаджиев К.С. ГЕОПОЛИТИКА 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Василенко И.А. ГЕОПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОГО МИРА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Виноградова С.М. - Отв. ред. ГЕОПОЛИТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пыж В.В. ГЕОПОЛИТИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Лукьянович Н.В. ГЕОПОЛИТИКА 2-е изд. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Министерство иностранных дел Российской Федерации www.mid.ru
Э2 Журнал "Foreign Policy" www.foreignpolicy.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Он представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в виде плана темы. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету/экзамену).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. и, исходя из этого, заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету/экзамену, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.


Курс "Введение в геополитику" нацелен на формирование первичных навыкоы международного анализа у студентов, обучающихся по соответсвующим направлениям. В результате освоения дисциплины студенты, опираясь на знания школьного курса обществознания и истории, должны овладеть основным понятийным аппаратом в рамках предмета геополитики, сформировать представления об эволюции геополитических постулатов и составить представления о возможностях геополитического анализа современных международных отношений. основой формирования аналитических навыков является знакомство со специальными текстами источников по истории геополитической мысли, работами современных экспертов-международников соответстсвующей тематики и официальными документами по внешней политике влиятельных акторов современных международных отношений.