МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в геополитику

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Курныкин Олег Юрьевич

Рабочая программа дисциплины
Введение в геополитику

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №202)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.-сформировать представления о предмете, теоретико-методологических особенностях, основных категориях и понятиях геополитики как дисциплины в рамках современной теории международных отношений;
- на основе сопоставления постулатов традиционных зарубежных и отечественных геополитических школ и современных геополитических концепций сформировать навыки современного международного анализа;
-изучить процесс становления и эволюции современных политической (Вестфальской) и международной систем, исследовать их нынешнее состояние;
-на основе многофакторного анализа охарактеризовать геополитическое положение современной России, систему национальных интересов, целей и основных направлений внешней политики, а также элементы стратегии безоасности РФ;
-изучить основные элементы(акторов) глобальной системы и региональных подсистем международных отношений, сформировать редставления о сложившемся балансе сил на каждом из указанных уровней миросистемы;
- овладеть навыками изложения и критического анализа информации по международным проблемам

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 способность владеть понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук, свободно ориентироваться в источниках и научной литературе по стране (региону) специализации
ПК-10 готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.этапы эволюции и современное состояние геополитики, которые опираются на элементарные сведения о международных отношениях XX в., мировые процессы и тенденции современности;
логику глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности;
универсальные психолого-педагогические подходы
3.2.Уметь:
3.2.1.профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции Российской Федерации по основным международным проблемам;
использовать дидактические и методические приемы с учетом психолого-педагогического портрета аудитории в процессе изучения международной проблематики
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций;
психолого-педагогическими и дидактическими приемами в процессе изложения и трактовки международной информации для обучающихся

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы геополитики
1.1. Лекция - эвристическая беседа "Предмет, методы, основные категории" Лекции 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Подготовка к лекции "Геополитика и геополитический реализм" Сам. работа 1 4 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.3. Лекция - дискуссия "Геополитика и политический реализм" Лекции 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Традиционные геополитические школы и их эволюция во второй половине XX в.
2.1. Немецкая школа геополитики Лекции 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.2. Подготовка к лекции "Англо-американская школа геополитики" Сам. работа 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.3. Англо-американская школа геополитики Лекции 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.4. Подготовка к лекции "Тихая революция" в геополитике Сам. работа 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.5. "Тихая революция" в геополитике Лекции 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Трансформация международной системы и формирование нового миропорядка на рубеже XX-XXI вв.
3.1. Лекция-диалог "Постбиполярный миропорядок и геополитические представления" Лекции 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
3.2. Подготовка к лекции "Баланс сил и другие структуры мировой политики" Сам. работа 1 4 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
3.3. Лекция-дискуссия "Баланс сил и другие структуры мировой политики" Лекции 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
3.4. Баланс сил и другие структуры мировой политики Практические 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 4. Основы современного миропорядка
4.1. Лекция-"мозговая атака" "Современные проблемы международной безопасности" Лекции 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.2. Подготовка к лекции "Глобализация и мировая политика" Сам. работа 1 4 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.3. Лекция-визуализация "Глобализация и мировая политика" Лекции 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.4. Глобализация и мировая политика Практические 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Россия в современной мировой политике
5.1. Лекция-дискуссия "Особенности геополитического положения РФ" Лекции 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
5.2. Особенности геополитического положения РФ Практические 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
5.3. Подготовка к лекции "Основные направления внешней политики РФ" Сам. работа 1 4 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
5.4. Лекция-визуализация "Основные направления внешней политики РФ" Лекции 1 4 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
5.5. Основные направления внешней политики РФ Практические 1 2 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
5.6. Подготовка к зачету-коллоквиуму в форме "мозговой атаки" по теме "Нужна ли геополитика для анализа современных международных процессов?" Сам. работа 1 56 ОПК-8, ПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гаджиев К.С. ГЕОПОЛИТИКА 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Василенко И.А. ГЕОПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОГО МИРА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Виноградова С.М. - Отв. ред. ГЕОПОЛИТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пыж В.В. ГЕОПОЛИТИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Лукьянович Н.В. ГЕОПОЛИТИКА 2-е изд. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Министерство иностранных дел Российской Федерации www.mid.ru
Э2 Журнал "Foreign Policy" www.foreignpolicy.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Он представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в виде плана темы. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету/экзамену).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. и, исходя из этого, заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету/экзамену, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.


Курс "Введение в геополитику" нацелен на формирование первичных навыкоы международного анализа у студентов, обучающихся по соответсвующим направлениям. В результате освоения дисциплины студенты, опираясь на знания школьного курса обществознания и истории, должны овладеть основным понятийным аппаратом в рамках предмета геополитики, сформировать представления об эволюции геополитических постулатов и составить представления о возможностях геополитического анализа современных международных отношений. основой формирования аналитических навыков является знакомство со специальными текстами источников по истории геополитической мысли, работами современных экспертов-международников соответстсвующей тематики и официальными документами по внешней политике влиятельных акторов современных международных отношений.