Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.05. Международные отношения |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_05_МО-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 17.04.2019 г. № 8а
Заведующий кафедрой д.и.н., проф.Чернышов Ю.Г.
1.1. | -сформировать представления о предмете, теоретико-методологических особенностях, основных категориях и понятиях геополитики как дисциплины в рамках современной теории международных отношений; - на основе сопоставления постулатов традиционных зарубежных и отечественных геополитических школ и современных геополитических концепций сформировать навыки современного международного анализа; -изучить роцесс становления и эволюции современных политической (Вестфальской) и международной систем, исследовать их нынешнее состояние; -на основе многофакторного анализа охарактеризовать геополитическое положение современной России, систему национальных интересов, целей и основных направлений внешней политики, а также элементы стратегии безоасности РФ; -изучить основные элементы(акторов) глобальной системы и региональных подсистем международных отношений, сформировать редставления о сложившемся балансе сил на каждом из указанных уровней миросистемы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-12 | способность понимать логику глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности |
ПК-14 | способность ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимание механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики |
ПК-22 | способность понимать основные тенденции развития ключевых интеграционных процессов современности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | этапы эволюции и современное состояние геополитики, которые опираются на элементарные сведения о международных отношениях XX в., мировые процессы и тенденции современности; логику глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции Российской Федерации по основным международным проблемам |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы геополитики | ||||||
1.1. | Лекция - эвристическая беседа "Предмет, методы, основные категории" | Лекции | 1 | 2 | ПК-12 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
1.2. | Подготовка к лекции "Геополитика и геополитический реализм" | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-12 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
1.3. | Лекция - дискуссия "Геополитика и политический реализм" | Лекции | 1 | 2 | ПК-12 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 2. Традиционные геополитические школы и их эволюция во второй половине XX в. | ||||||
2.1. | Немецкая школа геополитики | Лекции | 1 | 2 | ПК-12 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
2.2. | Подготовка к лекции "англо-американская школа геополитики" | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-12 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
2.3. | Англо-американская школа геополитики | Лекции | 1 | 2 | ПК-12 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
2.4. | Подготовка к лекции "Тихая революция" в геополитике | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-12, ПК-14, ПК-22 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
2.5. | "Тихая революция" в геополитике | Лекции | 1 | 2 | ПК-12, ПК-14, ПК-22 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 3. Трансформация международной системы и формирование нового миропорядка на рубеже XX-XXI вв. | ||||||
3.1. | Лекция-диалог "Постбиполярный миропорядок и геополитические представления" | Лекции | 1 | 2 | ПК-12, ПК-14, ПК-22 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
3.2. | Подготовка к лекции "Баланс сил и другие структуры мировой политики" | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-12, ПК-14, ПК-22 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
3.3. | Лекция-дискуссия "Баланс сил и другие структуры мировой политики" | Лекции | 1 | 2 | ПК-12, ПК-14, ПК-22 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
3.4. | Баланс сил и другие структуры мировой политики | Практические | 1 | 2 | ПК-12, ПК-14, ПК-22 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 4. Основы современного миропорядка | ||||||
4.1. | Лекция-"мозговая атака" "Современные проблемы международной безопасности" | Лекции | 1 | 2 | ПК-12, ПК-14, ПК-22 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
4.2. | Подготовка к лекции "Глобализация и мировая политика" | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-12, ПК-14, ПК-22 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
4.3. | Лекция-визуализация "Глобализация и мировая политика" | Лекции | 1 | 2 | ПК-12, ПК-14, ПК-22 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
4.4. | Глобализация и мировая политика | Практические | 1 | 2 | ПК-12, ПК-14, ПК-22 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 5. Россия в современной мировой политике | ||||||
5.1. | Лекция-дискуссия "Особенности геополитического положения РФ" | Лекции | 1 | 2 | ПК-12, ПК-14, ПК-22 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
5.2. | Особенности геополитического положения РФ | Практические | 1 | 2 | ПК-12, ПК-14, ПК-22 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
5.3. | Подготовка к лекции "Основные направления внешней политики РФ" | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-12, ПК-14, ПК-22 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
5.4. | Лекция-визуализация "Основные направления внешней политики РФ" | Лекции | 1 | 4 | ПК-12, ПК-14, ПК-22 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
5.5. | Основные направления внешней политики РФ | Практические | 1 | 2 | ПК-12, ПК-14, ПК-22 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
5.6. | Подготовка к зачету-коллоквиуму в форме "мозговой атаки" по теме "Нужна ли геополитика для анализа современных международных процессов?" | Сам. работа | 1 | 56 | ПК-12, ПК-14, ПК-22 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гаджиев К.С. | ГЕОПОЛИТИКА 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Василенко И.А. | ГЕОПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОГО МИРА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Виноградова С.М. - Отв. ред. | ГЕОПОЛИТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Пыж В.В. | ГЕОПОЛИТИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Лукьянович Н.В. | ГЕОПОЛИТИКА 2-е изд. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Министерство иностранных дел Российской Федерации | www.mid.ru | ||
Э2 | Журнал "Foreign Policy" | www.foreignpolicy.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету). В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу. Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию: релевантность (точное соответствие теме); фокус на наиболее важных моментах; понимание аудитории; драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории; доступность, ясность излагаемого материала; живое изложение, умение заинтересовать; убедительность выступления; культура речи, четкость дикции, темп изложения; логическая завершённость выступления; соблюдение регламента выступления; текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами; логическая последовательность информации на слайдах; общее впечатление от просмотра презентации; знание источников и основной литературы по теме; уровень владения проблемой (правильность ответа); уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность); полнота ответа; владение профессиональным языком. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа. |