Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_01_С-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д-р.филос.наук, профессор
1.1. | освоение теории и методологии исслеования массовых культурных процессов, новых методик для анализа продукции массовой культуры, влияния массовой культуры на различные социально-демографические группы |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ПК-1 | способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные фундаментальные труды отечественного и зарубежного опыта по массовой культуре, ее понятийный аппарат основные направления и формы развития массовой культуры |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать современные исследовательские методы при изучении актуальных проблем массовой культуры логически выстраивать последовательную содержательную аргументацию критически анализировать информационные источники, научные тексты |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | формулирования целей, ставить конкретные задачи научных исследований в области массовой культуры по организации самостоятельных социологических исследований массовой культуры с точки зрения поставленных целей и задач |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Массовая культура как социальное явление | ||||||
1.1. | Основные методологические подходы в осмыслении феномена массовой культуры.Основные функции и элементы массовой культуры | Лекции | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Основные методологические подходы в осмыслении феномена массовой культуры.Основные функции и элементы массовой культуры | Практические | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Основные методологические подходы в осмыслении феномена массовой культуры.Основные функции и элементы массовой культуры | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Механизм и современные технологии распространения массовой культуры | ||||||
2.1. | Реклама как основной механизм распространения массовой культуры | Лекции | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Реклама как основной механизм распространения массовой культуры | Практические | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Реклама как основной механизм распространения массовой культуры | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Мода как элемент и канал распространения массовой культуры | Лекции | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Мода как элемент и канал распространения массовой культуры | Практические | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Мода как элемент и канал распространения массовой культуры | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Виртуальность, интернет и конструирование идентичности в социологии массовой культуры | Лекции | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Виртуальность, интернет и конструирование идентичности в социологии массовой культуры | Практические | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Виртуальность, интернет и конструирование идентичности в социологии массовой культуры | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Современный кинематограф как элемент массовой культуры | ||||||
3.1. | Кинематограф как элемент и инструмент распространения массовой культуры | Лекции | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Кинематограф как элемент и инструмент распространения массовой культуры | Практические | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Кинематограф как элемент и инструмент распространения массовой культуры | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Современная индустрия развлечений | ||||||
4.1. | Современная индустрия развлекательного досуга | Лекции | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Современная индустрия развлекательного досуга | Практические | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Современная индустрия развлекательного досуга | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Массовая литература как общественно-историческое явление | ||||||
5.1. | Литературоведческие и социологические подходы к феномену массовой литературы | Лекции | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Литературоведческие и социологические подходы к феномену массовой литературы | Практические | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Литературоведческие и социологические подходы к феномену массовой литературы | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Социальные следствия массовой культуры в российском обществе | ||||||
6.1. | Амбивалентность воздействия массовой культуры на различные социально-демографические группы | Лекции | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Амбивалентность воздействия массовой культуры на различные социально-демографические группы | Практические | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Амбивалентность воздействия массовой культуры на различные социально-демографические группы | Сам. работа | 2 | 7 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
6.4. | Экзамен | 2 | 27 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Перечень вопросов и заданий на экзамене: 1. Понятия «массовая культура», «элитарная культура», «массовое общество», «народная культура». 2. Сущность и содержание массовой культуры, основные элементы (виды и жанры). 3. Функции массовой культуры. 4. Технологические и социальные предпосылки возникновения феномена массовой культуры. 5. Тенденции развития массовой культуры в России. 6. Теории массового общества 7. Массовый человек и мифы массовой культуры 8. Место и роль искусства в массовой культуре. 9. Литературоведческие и социологические подходы к феномену массовой литературы. 10. Популярная музыка как элемент массовой культуры. 11. Кинематограф как элемент массовой культуры. 12. Современное телевидение как основной элемент и инструмент массовой культуры. 13. Современная индустрия культуры «шоу-бизнеса». 14. Видеопродукция, видеоклипы. Их значение в субкультуре молодежи. 15. Сленг, китч в различных субкультурах. 16. Реклама как элемент массовой культуры. 17. Мода как канал распространения массовой культуры. 18. Социально-экономические эффекты развития массовой культуры. 19. Игровой элемент в массовой культуре. 20. Динамика массовой культуры в разные периоды советского общества. 21. Культура и язык. Влияние массовой культуры на трансформацию языка. 22. Компьютерные игры как способ программирования социального поведения. Практические задания проблемно-поискового характера: 1. Сформулируйте цель конкретного социологического исследования по актуальным проблемам массовой культуры. 2. Сформулируйте задачи конкретного социологического исследования по актуальным проблемам массовой культуры. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Перечень тем эссе: 1. Массовая культура и ее влияние на современного человека 2. Книжный рынок: что читают подростки? 3. Детские передачи: вчера и сегодня. 4. Можно ли игнорировать моду и быть вне моды? 5. Спортивные передачи на телевизионных каналах и их рекреативная функция. 6. Компьютерные игры: плюсы и минусы. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
находится в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Горохов В.Ф. | КУЛЬТУРОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кравченко А.И. | СОЦИОЛОГИЯ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС "Юрайт" | biblio-online.ru | ||
Э2 | ЭБС "Университетская библиотека online" | biblioclub.ru | ||
Э3 | Социология.RU | sotsiologia.ru | ||
Э4 | Электронная библиотека Социологического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) | lib.socio.msu.ru | ||
Э5 | Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) | wciom.ru | ||
Э6 | курс в moodle "Социология массовой культуры" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. - На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |