МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Сетевые сообщества и субкультура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 74
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 74 74 74 74
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Валюлина Е.В.

Рецензент(ы):
к.соц.н., директор ИП «Василенко» (+ WEB – Актуальные интернет решения), Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Сетевые сообщества и субкультура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 25.03.2015г. №271)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с понятием сетевых сообществ и их субкультур как нового концепта современной социологии, их видами и методологическим значением для социологии как науки об обществе, а также навыками коммуникационной работы с ними.
Для достижения цели ставятся задачи:
изучение возможности применения различных методов анализа и теорий к сетевым измерениям с учетом их методологических проблем;
выявление взаимосвязи сетевых подходов с такими социологическими теориями, как теория обмена, теории социального и человеческого капитала;
закрепление навыков студентов по применению коммуникационных технологий в сетевых субкультурах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью использовать информационные технологии для организации взаимодействия между участниками творческих коллективов и иных структур, учета их деятельности и формирования сопроводительной документации
ПК-23 способностью организовать участие аудитории в производстве медиапродукции, обмене медиаконтентом, используя в том числе интерактивные сетевые обмены
ПК-26 способностью вовлекать различные общественные структуры в обсуждение результатов деятельности медиакомпаний и координировать их деятельность в обсуждении этих результатов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общую характеристику, рынок и структуру сетевых сообществ; принципы, нормы и правила формирования субкультур; методологию и методы коммуникационной работы с сетевыми сообществами; техники влияния на стратификацию и этику субкультур; информационные технологии для организации взаимодействия между участниками творческих субкультур, основные методы привлечения аудитории, в том числе представителей общественных структур, к производству, обсуждению и обмену медиаконтентом.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться и анализировать сетевые сообщества, оказывать информационное влияние на сетевые субкультуры; влиять и управлять общественным мнением в сетевых сообществах, применять возможности сетевых сообществ в решении профессиональных коммуникативных задач, использовать методы привлечения аудитории, в том числе представителей общественных структур, к производству, обсуждению и обмену медиаконтентом.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками мониторинга и анализа рынка сетевых сообществ, навыками использования информационных технологий для организации взаимодействия между участниками творческих субкультур, имеет опыт привлечения аудитории, в том числе представителей общественных структур, к производству, обсуждению и обмену медиаконтентом; навыками организации коммуникационных программ в сетевых сообществах и реализации программ влияния на субкультуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология сетевых сообществ и субкультур
1.1. Социальные сети как новый концепт современной социологии. Лекции 3 2 ПК-23, ПК-26 Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.2. Индикаторы свойств сети. Методологические проблемы сетевых измерений. Лекции 3 2 ПК-23, ПК-26 Л2.1, Л1.2
1.3. Индикаторы свойств сети. Методологические проблемы сетевых измерений. Практические 3 2 ПК-23, ПК-26 Л2.1, Л1.2
1.4. Нейронные сети. Лекции 3 2 ПК-23, ПК-26 Л2.1, Л1.2
1.5. Нейронные сети. Практические 3 2 ПК-23, ПК-26 Л2.1, Л1.2
1.6. Взаимосвязь сетевых подходов с теориями социального обмена, социального и человеческого капитала. Лекции 3 2 ПК-23, ПК-26 Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.7. Взаимосвязь сетевых подходов с теориями социального обмена, социального и человеческого капитала. Практические 3 2 ПК-23, ПК-26 Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.8. Субкультуры и субкультурные метрики. Лекции 3 2 ПК-23, ПК-26 Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.9. Субкультуры и субкультурные метрики. Практические 3 2 ПК-23, ПК-26 Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.10. Выполнение самостоятельной исследовательской работы и написание эссе по разделу Сам. работа 3 36 ПК-23, ПК-26 Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Технологии сетевых сообществ
2.1. Коммуникационные технологии в сетевых сообществах. Лекции 3 2 ПК-23, ПК-26 Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.2. Коммуникационные технологии в сетевых сообществах. Практические 3 2 ПК-23, ПК-26 Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.3. Российский рынок сетевых сообществ Лекции 3 2 ПК-23, ПК-26 Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.4. Российский рынок сетевых сообществ Практические 3 2 ПК-23, ПК-26 Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.5. Методы социологического, психологического и медиаанализа сетевых сообществ Лекции 3 2 ПК-23, ПК-26 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Методы социологического, психологического и медиаанализа сетевых сообществ Практические 3 2 ПК-5, ПК-23, ПК-26 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Технологии взаимодействия с сетевыми сообществами и конструирования субкультур Практические 3 4 ПК-5, ПК-23, ПК-26 Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.8. Выполнение самостоятельной исследовательской работы и написание эссе по разделу Сам. работа 3 38 ПК-5, ПК-23, ПК-26 Л2.2, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. В.И. Дудиной, Е.Э. Смирновой Методология и методы социологического исследования : учебник СПб. : Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Аверин А.Н. Социальная коммуникация : учебное пособие М. : Проспект, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Маликова, Н.Н. Дизайн и методы социологического исследования: учебное пособие Екатеринбург :Издательство Уральского университета, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Чумиков А. , Бочаров М. , Самойленко С. Реклама и связи с общественностью: профессиональные компетенции : Издательский дом «Дело», 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.