МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальные проблемы в молодежной сфере
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной работы
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.соц.н., доцент Чуканова татьяна Викторовна

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент Чудова Светлана Георгиевна

Рабочая программа дисциплины
Социальные проблемы в молодежной сфере

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г. № 8

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной работы

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.соц.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной работы

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать способность предоставлять меры социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания для улучшения условий жизнедеятельности молодого человека и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности с помощью мобилизации собственных сил, а также физических, психических и социальных ресурсов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: способностью предоставлять меры социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, путем мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.меры социальной защиты, социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания;
социальные проблемы современной молодежи и адекватные меры социальной защиты молодых людей.
3.2.Уметь:
3.2.1.
анализировать условия жизнедеятельности и предоставлять меры социальной защиты молодежи;
найти пути мобилизации собственных ресурсов молодых людей для возможности самостоятельной реализации и обеспечения основных жизненных потребностей.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками взаимодействия и предоставления мер социальной защиты молодым людям различных категорий с целью расширения их возможностей, мобилизации собственных ресурсов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные направления и формы социальной поддержки молодежи, в современном российском обществе
1.1. Характеристика молодежи как социально-демографической группы населения. Особенности социальной интеграции молодежи в современное российское общество.Направления государственной поддержки молодежи. Правовое обеспечение социальной поддержки молодежи.Определение социальной службы. Принципы, виды, функции социального обслуживания молодежи. Территориальные социальные службы, их деятельность по работе с молодежью Лекции 3 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Характеристика молодежи как социально-демографической группы населения. Особенности социальной интеграции молодежи в современное российское общество Сам. работа 3 18 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Сущность, содержание, нормативно-правовая база государственной молодежной политики.Направления государственной поддержки молодежи. Правовое обеспечение социальной поддержки молодежи Практические 3 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Сущность, содержание, нормативно-правовая база государственной молодежной политики Сам. работа 3 16 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Направления государственной поддержки молодежи. Правовое обеспечение социальной поддержки молодежи Сам. работа 3 16 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Организация социальной поддержки молодежи в регионе Сам. работа 3 18 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Основные элементы системы социального обслуживания.
2.7. Определение социальной службы. Виды социального обслуживания. Принципы социального обслуживания. Основные функции социального обслуживания. Территориальные социальные службы, их деятельность по работе с молодежью Практические 3 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Определение социальной службы. Виды социального обслуживания. Принципы социального обслуживания. Основные функции социального обслуживания. Территориальные социальные службы, их деятельность по работе с молодежью Сам. работа 3 8 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Организация социальной поддержки, социального обслуживания молодежи в Алтайском крае.
3.9. Основные направления государственной молодежной политики в Алтайском крае. Региональная модель социальной поддержки молодежи. Организация и реализация социального обслуживания различных категорий молодежи в крае Практические 3 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.10. Основные направления государственной молодежной политики в Алтайском крае. Региональная модель социальной поддержки молодежи. Организация и реализация социального обслуживания различных категорий молодежи в крае Сам. работа 3 20 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Перечень заданий /вопросов
Теоретические вопросы

1. Природа конфликтов между молодежью и обществом
2. .Федеральный закон № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
3. Концептуальные основы и особенности социальной работы с молодежью.
4. Федеральная программа "Молодежь России (1998-2000 г.)".
5. Проблема определения содержания понятия "молодежь".
6. Правовая база ГМП: Закон "О государственной региональной молодежной политике" (5 ноября 2001 г.).
7. Социальные и молодежные программы: опыт реализации в крае.
8. Федеральная программа "Молодежь Росси (2006-2010 гг.)".
9. Основные направления работы учреждений социального обслуживания для молодежи (краевой уровень).
10. Нормативно-правовая база развития социальных молодежных служб.
11. Молодежные субкультурные группировки как объект социальной работы.
12. Основные тенденции развития современного молодежного и детского движения.
13. Проблемы трудовой занятости молодежи: федеральный, краевой уровни.
14. Правовая основа деятельности общественных объединений молодежи.
15. Проблема социальной работы с молодыми инвалидами.
16. Основные направления деятельности молодежных и детских общественных организаций Алтайского края.
17. Молодежь как объект и субъект социальной работы.
18. Механизмы поддержки одаренной молодежи.
19. Международный опыт разработки и реализации молодежной политики.
20. Структура и функции государственных органов по делам молодежи.
21. Молодежные конфликты, обусловленные возрастным неравенством социального статуса.
22. Особенности взаимодействия молодежи с основными институтами социализации.
23. Субкультурное основание молодежных конфликтов.
24. Основные подходы, направления, проблемы изучения молодежи.
25. Специфика включения современной молодежи в общественную жизнь.
26. Особенности молодежи как социально-демографической группы.
27. Правовая база ГМП: региональный уровень.
28. Государственная молодежная политика как составная часть социальной политики государства.
29. Правовые основы государственной молодежной политики: проблемы формирования и реализации.
30. Основные направления и принципы современной государственной молодежной политики.
31. Опыт взаимодействия общественных и государственных организаций в области решения молодежных проблем.

Практическое задание
1. Разработать 2-3 мероприятия по предоставлению социально-бытовых услуг, направленных на поддержание жизнедеятельности молодых людей.
2. Разработать 2-3 мероприятия по предоставлению социально-психологических услуг для адаптации молодых людей в социальной среде.




5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ
Перечень тем
1. Проблемы в молодежной сфере и пути решения.
2. Государственно-правовой механизм социальной защиты детей и подростков.
3. Досуговая спортивно-массовая, оздоровительная работа с детьми организаций и учреждений социальной защиты.
4. Зарубежный опыт работы социальной службы с детьми и подростками.
5. Комплексный подход к решению социальных проблем молодежи в системе социальных служб для молодежи.
6. Координация деятельности, ведомств при решении проблем молодежи.
7. Методология и методика исследования социальной поддержки в регионе.
8. Модель обеспечения социальной поддержки молодежи в регионе.
9. Нормативно-правовые аспекты организации работы с детьми и молодежью по месту жительства.
10. Основные концептуальные подходы к организации клубной социальной помощи
11. Основные направления государственной поддержки молодежи в ХХ-ХХI вв.
12. Основные направления деятельности и виды социальных служб для молодежи.
13. Основные направления обеспечения социальной поддержки молодежи в регионах и современного российского общества.
14. Основные направления социальной работы в учреждениях общего и профессионального образования.
15. Основные научные подходы к анализу социальной поддержки молодежи.
16. Основные цели и принципы социальной работы с молодежью.
17. Основные цели социальной работы с молодежью.
18. Особенности бизнеса и третьего сектора как субъектов практики социальной работы с молодежью.
19. Особенности социальной работы с молодежью в РФ.
20. Перспективы развития системы социальных служб в регионах Российской Федерации.
21. Принципы оказания социальных услуг молодежи.
22. Система социальных служб и социальных служб и социальных учреждений по месту жительства, их задачи и функции.
23. Содержание практики социальной работы с молодежью.
24. Социальные службы помощи детям и подросткам.
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сережко Т.А., Васильченко Т.З., Волобуева Н.М. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/C7370476-B719-4C72-AE55-B4310D262725
Л1.2 Павленок Петр Денисович Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учебное пособие ИНФРА-М, 2018 http://znanium.com/go.php?id=961680
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 6-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/454880AA-FAED-4404-8A9E-4D553B93CDAD
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 • www.garant.ru (СПС «Гарант»);
Э2 • www.consultant.ru (СПС «Консультант плюс»);
Э3 • www.mto.ru/children (Президентская программа «Дети России»)
Э4 • www.public.ru (Публичная Интернет библиотека);
Э5 • www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ);
Э6 • www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»);
Э7 • www.law.edu.ru (Российский образовательный правовой портал);
Э8 • www.gain.ru (Государственная академия инноваций);
Э9 • www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум);
Э10 • www.edu.ru (Министерство образования и науки РФ);
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
1. Лекция.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
2. Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к нему необходимо взять план (у преподавателя).
- На практическом занятии ответы студент излагает устно. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 фонда оценочных средств.
- Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке.
- Практические задания 1,2 выполняется самостоятельно, результаты представляются на практических занятиях. Содержание заданий представлено в п.3 фонда оценочных средств. Выбор тренинговых упражнений должен основываться на активизации психологических и социальных ресурсов молодежи (как получателей социальных услуг). Критерии оценивания представлены в таблице п.2 настоящего фонда оценочных средств.
- Подготовка одного доклада осуществляется по выбору студента из числа предусмотренных в пункте 3 фонда оценочных средств. Доклад оценивается в соответствии с критериями, приведенными в пункте 2 фонда оценочных средств.
- Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На практическое выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все предлагаемые вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно).
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
3. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
4. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте логику своего ответа на зачете. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.
- Зачет проходит в устной форме, включает теоретический вопрос и практическое задание, выбранные из перечня вопросов к зачету п.3 фонда оценочных средств. Теоретический вопрос и практическое задание касается обеспечения мер социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания молодежи для расширения их возможностей, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов. Оценка за зачет ставится суммарно, исходя из полноты и глубины ответов на вопрос и задание.