Закреплена за кафедрой | Кафедра вычислительной техники и электроники |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.01. Информатика и вычислительная техника |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_01_ИиВТ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 81 | 81 | 81 | 81 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра вычислительной техники и электроники
Протокол от 26.06.2019 г. № 69/18-19
Заведующий кафедрой д.т.н., Седалищев Виктор Николаевич, проф., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"
1.1. | Цель изучения дисциплины – формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по использованию современных компьютеров и программного обеспечения для решения широкого спектра задач в различных областях, а именно: • ознакомить студентов с основами архитектуры и структуры современных операционных систем и системного программного обеспечения; • привить навыки работы с языками программирования для создания системных программ; • изложить основные принципы проектирования и устройства системных программ. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.04 |
ОПК-1 | способностью инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем |
ОПК-2 | способностью осваивать методики использования программных средств для решения практических задач |
СПК-3 | способностью осознавать сущность и значение информации в развитии современного общества; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о науке и ее роли в развитии информационных технологий; об основах организации современных операционных систем и структуре системных программ; о технологиях сбора, обработки, передачи и хранения информации; о современных средах разработки системных программ на различных языках для разнообразных аппаратных платформ. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | • иметь целостное представление о науке и ее роли в развитии информационных технологий; • знать основы организации современных операционных систем и уметь проектировать системные программы; • знать технологии сбора, обработки, передачи и хранения информации; • знать современнымые среды разработки системных программ на различных языках для разнообразных аппаратных платформ и иметь практические навыки работы с ними. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | работы с технологиями сбора, обработки, передачи и хранения информации; проектирования системных программ; работы с современнымы средами разработки системных программ на различных языках для разнообразных аппаратных платформ. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. Предмет системное программное обеспечение. | ||||||
1.1. | Введение. История создания ОС ЭВМ. Структура системного программного обеспечения. | Лекции | 7 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
1.2. | История создания распространенных ОС. Структура СПО современных ОС. | Сам. работа | 7 | 5 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 2. Распределенные системы. Процессы, потоки, коммуникация и координация. | ||||||
2.1. | Процессы. Структуры действий как процессы. Структурирование процессов. Трассы. Разложение процессов на подпроцессы. Действия в процессах как переходы между состояниями. Представление системы через множество процессов. | Лекции | 7 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
2.2. | Сети Петри – графический метод описания. Формальный метод описания через агентов. Описание через формулы логики предикатов. Синхронизация и координация в системах. Языки программирования для описания взаимодействующих систем. Коммуникации и обмен сообщениями. Структуры данных и параллельные алгоритмы. Потоки ввода-вывода. | Лекции | 7 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
2.3. | Различные способы описаний системных процессов. Примеры представлений системных процессов. ЯП для описания взаимодействия процессов в системе. | Сам. работа | 7 | 12 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 3. Ресурсы современных операционных систем. Системные вызовы | ||||||
3.1. | Программирование с использованием системных вызовов. Организация адресного пространства процессов в различных ОС. Объекты ядра. Управление процессами. Многопоточные программы. Управление потоками средствами системных вызовов. Работа с файлами средствами системных вызовов. | Лекции | 7 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
3.2. | Структура системных вызовов распространенных ОС. Методы работы с системными ресурсами распространенных ОС. Работа с системными объектами в распространенных ОС. | Сам. работа | 7 | 16 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 4. Формальные языки и грамматики. Трансляция и интерпретация программ | ||||||
4.1. | Формальные языки и способы их задания. Грамматики и их классификация. Цепочки вывода. Однозначность и эквивалентность грамматик. | Лекции | 7 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
4.2. | Основные принципы построения трансляторов. Транслятора, компиляторы и интерпретаторы – общая схема работы. Многопроходные и однопроходные системы. | Лекции | 7 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
4.3. | Современные компиляторы и интерпретаторы. Компиляторы с языков высокого уровня. Интерпретаторы и их особенности. Макроязыки и макрогенерация. | Лекции | 7 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
4.4. | Примеры задания формальных языков и грамматик. Примеры и работа распространенных компиляторов. Примеры и работа распространенных интерпретаторов. Примеры работа известных вам макроязыков. | Сам. работа | 7 | 16 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 5. Основные принципы построения трансляторов и интерпретаторов | ||||||
5.1. | Лексические анализаторы. Их назначение и принципы построения. Построение лексических анализаторов на основе регулярных языков и грамматик. | Лекции | 7 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
5.2. | Синтаксические анализаторы. Их назначение и принципы работы. Построение синтаксических анализаторов. Синтаксический анализ для различных типов грамматик. Синтаксически управляемая трансляция. | Лекции | 7 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
5.3. | Генерация и оптимизация кода. Семантический анализ его принципы, назначение и этапы. Распределение памяти. Методы генерации и оптимизации кода. | Лекции | 7 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
5.4. | Примеры построения лексических анализаторов. Программное обеспечение для построения лексических анализаторов. Примеры построения синтаксических анализаторов. Примеры генераторов кода. | Сам. работа | 7 | 16 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 6. Инструментальные среды для создания системных программ | ||||||
6.1. | Современные системы программирования. Структура системы программирования. Интегрированные среды разработки программ. Функционирование системы программирования. | Лекции | 7 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
6.2. | Текстовые редакторы, компиляторы, компоновщики программ. Загрузчики и отладчики программ. Библиотеки подпрограмм. Архитектура современных системных приложений. Архитектура «клиент-сервер». Языки запросов. Серверы. Приложения с многоуровневой архитектурой. | Лекции | 7 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
6.3. | Проанализировать работу известных вам систем программирования. Привести примеры и описать известные вам интегрированные среды разработки. Привести примеры построения систем с архитектурой «клиент-сервер». Привести примеры языков запросов. | Сам. работа | 7 | 16 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 7. Аттестация | ||||||
7.1. | Экзамен | 7 | 27 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
не требуется |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Надсистемные терминалы для различных системных платформ. Диспетчер ресурсов операционыных систем. Интепретаторы языков программирования высокого уровня. Трансляторы языков программирования высокого уровня. Компиляторы с языков программирования высокого уровня. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
в Приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гунько А. В. | Системное программное обеспечение: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | НГТУ, 2011 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Малявко А.А. | Системное программное обеспечение. Формальные языки и методы трансляции: учебное пособие | Издательство НГТУ, 2012 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office Acrobat Reader Условия использования: http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf 7-zip Условия использования: https://www.7-zip.org/license.txt Visual Studio Условия использования: https://code.visualstudio.com/license Lazarus Условия использования: http://wiki.lazarus.freepascal.org/Lazarus_Faq#Licensing | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Не требуется |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
001вК | склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032 |
Не требуются |