МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные концепции построения автономных роботов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра вычислительной техники и электроники
Направление подготовки09.04.01. Информатика и вычислительная техника
ПрофильНейроинформационные технологии и робототехнические системы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план09_04_01_НТРС-2-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 135
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 135 135 135 135
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
старший преподаватель, Белозерских В.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Современные концепции построения автономных роботов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.01 ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.10.2014г. №1420)

составлена на основании учебного плана:
09.04.01 Информатика и вычислительная техника
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 26.06.2019 г. № 69/18-19
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.т.н., Седалищев Виктор Николаевич, проф., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 26.06.2019 г. № 69/18-19
Заведующий кафедрой д.т.н., Седалищев Виктор Николаевич, проф., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по использованию, разработке и программированию автономных роботов для решения широкого спектра задач в различных областях науки, ВПК, производства. быта и т.д. Ознакомление студентов с основами сетецинтрических систем, искусственного интеллекта, систем управления и моделирования АР.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 владением существующими методами и алгоритмами решения задач распознавания и обработки данных
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Об основных тенденциях развития обработки больших данных;
Основы построения и реализации алгоритмов распознавания;
Современные технологии обработки больших данных;
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять основные методы и алгоритмы распознавания;
Использовать современные методы и алгоритмы распознавания образов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками использования различных средств и комплексов обработки данных, средств построения алгоритмов и распознавания объектов.
Современными методами и средствами обработки данных, новейшими средствами построения алгоритмов и распознавания объектов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретическое обучение
1.1. Понятие и организация автономных роботов. Основные узлы и системы АР. Архитектура вычислителей АР. Лекции 3 2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.2. Понятие автономного робота на современном этапе развития науки и техники. Сам. работа 3 16 Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.3. Основные сенсоры АР. Подсистема основного и резервного питания АР. Подсистема движетелей АР. Лекции 3 4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.4. Перспективы развития автономных роботов в космической сфере. Перспективы и современные тенденции применения АР в ВПК. Сам. работа 3 16 Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.5. Основные алгоритмы управления АР. Обратная связь в управляющей системе АР. Дилемма АР: скорость реакции или низкое энергопотребление? Лекции 3 4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.6. Использование АР в сетецентрической системе. АР как стимул развития искусственного интеллекта. Сам. работа 3 16 Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.7. Интерфейсы взаимодействия АР. Помехоустойчивость систем управления и связи. Живучесть. Лекции 3 2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.8. АР в бытовой сфере: помощник или конкурент? Применение АР в условиях массового производства: достоинства и недостатки. Сам. работа 3 16 Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.9. Искусственный интеллект, как средство обработки потока данных. ИИ, как средство принятия решений. Основные сферы применения АР. Направления развития АР и их систем управления. Лекции 3 6 Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.10. Влияние АР на развитие инженерных технологий и ИТ. Сам. работа 3 16 Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Лабораторный практикум
2.1. Моделирование поведения автономного робота в программе робосимулятора «Robotis» Лабораторные 3 18 Л1.1, Л2.1
2.2. Освоение принципов создания и обучения автономного робота в программе робосимулятора «Robotis». Сам. работа 3 26 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Моделирование системы машинного зрения и распознавания объектов на примере робототехнического комплекта «Robotis» Лабораторные 3 18 Л1.1, Л2.1
2.4. Освоение принципов системы машинного зрения и распознавания объектов на примере робототехнического комплекта «Robotis» Сам. работа 3 29 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Экзамен Экзамен 3 27 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Понятие и организация автономных роботов.
2.Основные узлы и системы АР.
3.Архитектура вычислителей АР.
4.Основные сенсоры АР.
5.Подсистема основного и резервного питания АР.
6.Подсистема движетелей АР.
7.Основные алгоритмы управления АР.
8.Обратная связь в управляющей системе АР.
9.Дилемма АР: скорость реакции или низкое энергопотребление?
10.Интерфейсы взаимодействия АР.
11.Помехоустойчивость систем управления и связи. Живучесть.
12.Искусственный интеллект, как средство обработки потока данных.
13.ИИ, как средство принятия решений.
14.Основные сферы применения АР.
15.Направления развития АР и их систем управления.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Понятие автономного робота на современном этапе развития науки и техники.
Перспективы развития автономных роботов в космической сфере.
Перспективы и современные тенденции применения АР в ВПК.
Использование АР в сетецентрической системе.
АР как стимул развития искусственного интеллекта.
АР в бытовой сфере: помощник или конкурент?
Применение АР в условиях массового производства: достоинства и недостатки.
Влияние АР на развитие инженерных технологий и ИТ.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сырецкий Г.А. Искусственный интеллект и основы теории интеллектуального управления: лабораторный практикум в 3 частях: практикум Издательство НГТУ, 2016 www.studentlibrary.ru
Л1.2 Егоров О.Д. Конструирование механизмов роботов. Учебник.: учебник Абрис, 2012 www.studentlibrary.ru
Л1.3 Крамаренко Н.В. Алгоритмы управления движениями точки и робота-манипулятора: учебное пособие Издательство НГТУ, 2016 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Маров М.Я., Хантресс У.Т. Советские роботы в Солнечной системе. Технологии и открытия: Издательство "Физматлит", 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека.
Э2 www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека.
Э3 www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека.
Э4 www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека.
Э5 www.microinform.ru/ Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ».
Э6 www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана.
Э7 www.intuit.ru/ Образовательный сайт
Э8 www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э9 www.osp.ru/ Журнал «Открытые системы»
Э10 www.ihtika.lib.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э11 news.rea.ru/portal/Departments.nsf/(Index)/Lib Библиотека Российской экономической академии им. Плеханова.
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Visual Studio
Условия использования: https://code.visualstudio.com/license
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
208К лаборатория метрологии и электроники - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; учебный стол-10 шт.; компьютеры: марка Aquarius модель Cel-2533 - 10 единиц; генератор GFG-8219A – 22 шт.; источник питания АТН-1023 – 25 шт.; микровольтметр ВМС-4; микровольтметр WMS-4; монитор 17"LCD Samsung 793 MB; мультиметр APPA-203 – 3 шт.; мультиметр APPA-207; осциллограф 211; осциллограф АСК-1052 – 8 шт.; осциллограф DS5152M; осциллограф АСК-1021 – 13 шт.;осциллограф-приставка двухканальный АСК-3116; паяльная станция АТР-1121 - 3 шт.; паяльная станция АТР-4302; принтер лазерный HP L J 1100; программное обеспечение АСК-3106-PO; стабилизатор 3218 - 2 шт.; учебный комплекс для проведения лабораторных работ по курсу " Микропроцессорные системы"
209К лаборатория схемотехники и микропроцессорных систем - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт. компьютеры: марка Aquarius модель Cel-2533 - 2 единицы; внутрисхемный программатор-отладчик PICkit 3 - 5шт.; компьютер Парус 945 - 13шт.; монитор 15"LG Flatron; монитор 17"Samsung 793 MB; набор PICkit 3; паяльная станция -5шт.; плата оценочная DEO-Nano - 8шт.;системный блок Celeron 2400$/ методические указания по выполнению лабораторных работ: Разработка микропроцессорных систем на базе микроконтроллера PIC16F84; Микроконтроллеры семейства MCS; Методы кодирования и сжатия информации
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Не требуются