МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Групповые формы социальной работы с подростками
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной работы
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 84
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 10 6 10
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 84 64 84 64
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 92 108 92

Программу составил(и):
к.соц.н., доцент Чуканова татьяна Викторовна

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент Чудова Светлана Георгиевна

Рабочая программа дисциплины
Групповые формы социальной работы с подростками

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной работы

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к. соц. н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной работы

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к. соц. н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать способность к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности молодежи и подростков, определению индивидуальных потребностей молодых людей с целью постановки социального диагноза и разработки индивидуальных программ предоставления социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению. Сформировать у студентов представление о сущности и содержании взаимодействия специалиста по социальной работе как субъекта психосоциальной работы с подростками ассоциального поведения; освоить групповые формы психосоциальной работы с подростками асоциального поведения и правила их использования в социальной практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить жизнедеятельность граждан, определению индивидуальных потребностей граждан с целью постановки социального диагноза и разработки индивидуальных программ предоставления социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность, виды и формы психосоциальной работы с подростками асоциального поведения и их реализации в условиях учреждений социального обслуживания населения; обстоятельства, ухудшающие условия жизнедеятельности молодых людей и формы психосоциальной работы с ним.
3.2.Уметь:
3.2.1.оценивать обстоятельства, ухудшающие условия жизнедеятельности подростков и групповые формы психосоциальной работы с ними; подбирать упражнения для организации психосоциальной работы с подростками асоциально поведения; разрабатывать конспекты проведения игровых, коррекционно-развивающих, тренинговых занятий, дискуссий; составлять программу социально-психологического тренинга.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками моделирования ситуаций группового взаимодействия с подростками асоциального поведения; приемами взаимодействия с подростками.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. «Нетренинговые» формы психосоциальной работы с подростками асоциального поведения и их реализация
1.1. Игра как форма психосоциальной работы с подростками асоциального поведения Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Игра как форма психосоциальной работы с подростками асоциального поведения Практические 5 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Игра как форма психосоциальной работы с подростками асоциального поведения Сам. работа 5 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Коррекционно-развивающее занятие для подростков асоциального поведения Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Коррекционно-развивающее занятие для подростков асоциального поведения Практические 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Коррекционно-развивающее занятие для подростков асоциального поведения Сам. работа 5 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Дискуссионные формы работы с подростками асоциального поведения Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Дискуссионные формы работы с подростками асоциального поведения Практические 5 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Дискуссионные формы работы с подростками асоциального поведения Сам. работа 5 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Тренинг как форма психосоциальной работы с подростками асоциального поведения
2.10. Теоретические основы организации и проведения тренинга с подростками асоциального поведения Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Теоретические основы организации и проведения тренинга с подростками асоциального поведения Практические 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.12. Теоретические основы организации и проведения тренинга с подростками асоциального поведения Сам. работа 5 16 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.13. Социально-психологические тренинги для подростков асоциального поведения Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.14. Социально-психологические тренинги для подростков асоциального поведения Практические 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.15. Социально-психологические тренинги для подростков асоциального поведения Сам. работа 5 30 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Перечень заданий /вопросов

Теоретические вопросы
1. Требования к использованию игры в психосоциальной работе с подростками асоциального поведения.
2. Технология организации игровой деятельности.
3. Сюжетно-ролевая игра.
4. Ролевая игра.
5. Организационно-деятельностная игра.
6. Деловая игра.
7. Цели, задачи, методика проведения коррекционно-развивающих занятий с подростками асоциального поведения.
8. Требования к проведению дискуссии.
9. Правила ведения дискуссии.
10. Панельная дискуссия.
11. Форум.
12. Симпозиум.
13. Дебаты.
14. Содержание деятельности с подростками асоциального поведения в реабилитационной студии.
15. Специфика тренинговой формы работы с подростками асоциального поведения.
16. Формы организации тренинговых занятий с подростками асоциального поведения.
17. Разработка программы тренинга.
18. Структура тренинговых занятий.
19. Техника вербальных коммуникаций в психосоциальной работе с подростками.
20. Техника невербальных коммуникаций в психосоциальной работе с подростками.
21. Техника активного слушания.
22. Упражнение как метод психосоциальной работы с подростками. Виды упражнений.
23. Тренинг по развитию у подростков коммуникативных навыков.
24. Тренинг по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний.
25. Тренинг по формированию позитивных жизненных целей.
26. Тренинг гармонизации детско-родительских отношений.

Практическое задание
Разработать программу социально-психологического сопровождения подростков девиантного поведения.

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ
Перечень тем

1. Технология организации игровой деятельности.
2. Сюжетно-ролевая игра.
3. Организационно-деятельностная игра.
4. Деловая игра.
5. Методика проведения коррекционно-развивающих занятий.
6. Дискуссия
7. Панельная дискуссия.
8. Дискуссия - форум.
9. Дискуссия - симпозиум.
10. Дебаты.
11. Содержание деятельности с подростками асоциального поведения в реабилитационной студии.
12. Формы организации тренинговых занятий с подростками асоциального поведения.
13. Структура тренинговых занятий.
14. Техника вербальных коммуникаций в психосоциальной работе с подростками.
15. Техника невербальных коммуникаций в психосоциальной работе с подростками.
16. Техника активного слушания.
17. Упражнение как метод психосоциальной работы с подростками. Виды упражнений.
18. Тренинг по развитию у подростков коммуникативных навыков.
19. Тренинг по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний.
20. Тренинг по формированию позитивных жизненных целей.
21. Тренинг гармонизации детско-родительских отношений.

5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 6-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/454880AA-FAED-4404-8A9E-4D553B93CDAD
Л1.2 Павленок Петр Денисович Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учебное пособие ИНФРА-М, 2018 http://znanium.com/go.php?id=961680
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/AC27C61E-AE2A-47BF-AB82-B9122ABC9BB6
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система. Издательство "Лань". Режим доступа: http://e.lanbook.com/
Э2 Университетская библиотека онлайн. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
1. Лекция.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
2. Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к нему необходимо взять план (у преподавателя).
- На практическом занятии ответы студент излагает устно. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 фонда оценочных средств.
- Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке.
- Практическое задание выполняется самостоятельно, результаты представляются на практических занятиях. Содержание заданий представлено в п.3 фонда оценочных средств. Выбор тренинговых упражнений должен определяться индивидуальными потребностями выбранной целевой группы подростков. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 фонда оценочных средств.
- Подготовка одного доклада осуществляется по выбору студента из числа предусмотренных в пункте 3 фонда оценочных средств. Доклад оценивается в соответствии с критериями, приведенными в пункте 2 фонда оценочных средств.
- Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На практическое выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все предлагаемые вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно).
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
3. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
4. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте логику своего ответа на зачете. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.
- Зачет проходит в устной форме, включает теоретический вопрос и практическое задание, выбранные из перечня вопросов к зачету п.3 фонда оценочных средств. Теоретический вопрос и практическое задание касается определения индивидуальных потребностей подростков группы риска и разработки индивидуальных программ и мероприятий по социально-психологическому сопровождению. Оценка за зачет ставится суммарно, исходя из полноты и глубины ответов на вопрос и задание.