МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Деньги, кредит, банки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.03.01. Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz38_03_01_О-5-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 153
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 153 153 153 153
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Е.В. Дьякова;к.э.н., доцент, А.А. Мартенс

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Н.О. Деркач

Рабочая программа дисциплины
Деньги, кредит, банки

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВПО по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика», утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» ноября 2015 г. №1327

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Межов Степан Игоревич,зав.кафедрой финансов и кредита


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Межов Степан Игоревич,зав.кафедрой финансов и кредита


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями изучения дисциплины являются формирование знаний и практических навыков по вопросам денежных и кредитных отношений, в области общих вопросов организации и регулирования денежного обращения, значения и направления использования денег, а также функционирования субъектов кредитной системы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные термины дисциплины,
понимать сущность денег, их эволюционные формы
базовые положения и нормативно-правовые основы организации денежного обращения, его показатели, принципы безналичных расчетов, а также методы, инструменты денежно-кредитного регулирования
иметь системное представление о функциях и роли банков, специализированных кредитно-финансовых институтов
основы формирования кредитных отношений и особенности функционирования кредитных организаций
информационные источники, позволяющие аккумулировать информацию в области денежно-кредитных отношений.
3.2.Уметь:
3.2.1.аккумулировать, анализировать данные информационных источников, содержательно интерпретировать результаты собранной информации
прогнозировать возможное развитие инфляционных процессов в экономике, эффективность различных инструментов управления денежной массой и денежным оборотом, учитывая специфику России
выявлять социально-значимые проблемы и процессы в обществе, имеющие своей основой денежно-кредитные отношения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.терминологическим аппаратом дисциплины
современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных
навыками расчета отдельных показателей в области денежно-кредитного регулирования и подходами к анализу влияния показателей денежно-кредитной сферы на социально-экономические процессы, происходящие в обществе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Необходимость и предпосылки возникновения и применения денег.Сущность и функции денег.Роль и развитие денег в условиях рыночной экономики.Инфляция: причины,сущность, формы проявления.
1.1. Необходимость и предпосылки возникновения и применения денег.Сущность и функции денег. Лекции 3 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.2. Роль и развитие денег в условиях рыночной экономики. Сам. работа 3 25 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.3. Денежная система Лекции 3 0 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.4. Денежная система Практические 3 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.5. Денежные системы отдельных стран, их эволюция Сам. работа 3 15 ОПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.6. Развитие денежной теории в трудах И. Фишера, М. Фридмэна и других зарубежных и российских экономистов. Сам. работа 3 11 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.7. Платежная система РФ и организация расчетов Лекции 3 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.8. Организация наличного денежного обращения Сам. работа 3 20 ОПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.9. Безналичный денежный оборот и система безналичных рачетов. Практические 3 1 ОПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.10. Платежные агенты Сам. работа 3 20 ОПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.11. Инфляция: причины,сущность, формы проявления. Практические 3 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.12. Закономерности инфляционного процесса. Регулирование инфляции: методы, границы, противоречия. Сам. работа 3 20 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
Раздел 2. Экономическая сущность кредита. Ссудный процент и его роль.Уровень, границы и источники уплаты ссудного процента.
2.1. Экономическая сущность кредита. Ссудный процент и его роль.Уровень, границы и источники уплаты ссудного процента. Сам. работа 3 20 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
2.2. Экономическая сущность кредита. Ссудный процент и его роль.Уровень, границы и источники уплаты ссудного процента. Лекции 3 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
2.3. Экономическая сущность кредита. Ссудный процент и его роль.Уровень, границы и источники уплаты ссудного процента. Практические 3 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
Раздел 3. Банки и банковская система. Классификация коммерческих банков.Центральный банк РФ: нормативно-правовые основы деятельности.Основы денежно-кредитного регулирования
3.1. Центральный банк РФ: нормативно-правовые основы деятельности Сам. работа 3 22 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
3.2. Центральный банк РФ: нормативно-правовые основы деятельности Практические 3 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
3.3. Экзамен 3 9 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. П. Белотелова, Ж. С. Белотелова Деньги. Кредит. Банки: учебник «Дашков и К°», 2013 xn--90ahkajq3b6a.xn--2000-94dygis2b.xn--p1ai
Л1.2 Мартыненко Н.Н. - Отв. ред., Соколов Ю.А. - Отв. ред. ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.Н. Мартыненко, О.М. Маркова, О.С. Рудакова, Н.В. Сергеева Банковское дело: Часть 2 : учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Н.Н. Мартыненко, О.М. Маркова, О.С. Рудакова, Н.В. Сергеева Банковское дело : Часть 1 : учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 А. Е. Дворецкая Деньги, кредит, банки : учебник для академического бакалавриата : М. : Издательство Юрайт, 2016 https://biblio-online.ru/viewer/9295C6DF-5CC9-4D66-B4B7-AE525F016957/dengi-kredit-banki#page/6
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Е. Е. Шваков, А. А. Мартенс, Е. О. Горяинова Деньги. Кредит. Банки : практикум АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://special.kremlin.ru – официальный сайт Президента РФ
Э2 http://www.gov.ru – портал органов государственной власти РФ
Э3 http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»
Э4 http://www. cbr.ru - Сайт Центрального банка Российской Федерации
Э5 http://www.bdm.ru – информационный портал журнала «Банковское дело в Москве»
Э6 http://www.rusipoteka.ru – Аналитический портал посвященный ипотечному кредитованию и секьюритизации
Э7 http://bo.bdc.ru – информационный портал журнала «Банковское обозрение»
Э8 http://www.bankir.ru - информационный банковский портал
Э9 http://www.altairegion22.ru – официальный сайт органов власти Алтайского края
Э10 http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики
Э11 http://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система издательства "Лань"
Э12 http://www.biblioclub.ru/ - Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online"
Э13 Сайт ЦБ РФ
Э14 Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru
Э15 Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации www.cbr.ru
Э16 Банковские новости, обзоры www.bankir.ru
Э17 Курс в Moodle «Деньги. Кредит. Банки portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

ФОРМЫ ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

К основным видам контроля по дисциплине «Деньги, кредит, банки» можно отнести:
- устный опрос;
- письменные работы;
- технические формы.
Каждый из видов контроля осуществляется с помощью определенных форм.
Формы устного контроля
Устный опрос как вид контроля и метод оценивания формируемых компетенций задействован при применении следующих форм контроля: собеседование, коллоквиум, зачет, экзамен.
Собеседование – специальная беседа преподавателя со студентом на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, рассчитанная на выяснение объема знаний студента по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.
Зачет и экзамен представляют собой формы промежуточной аттестации студента, определяемые учебным планом подготовки по направлению ВПО.
Формы письменного контроля
Письменные работы включают: тесты, контрольные работы, эссе, рефераты.
Тест является простейшей формой контроля, направленной на проверку владения терминологическим аппаратом и конкретными знаниями в области дисциплины.
Тест состоит из небольшого количества элементарных задач; может предоставлять возможность выбора из перечня ответов; занимает часть учебного занятия (10-30 минут). Частота тестирования определяется преподавателем.
Контрольная работа является более сложной формой проверки. Контрольная работа, как правило, состоит из небольшого количества средних по трудности вопросов, задач или заданий, требующих поиска обоснованного ответа. Контрольная работа может занимать часть или полное учебное занятие с разбором правильных решений на следующем занятии. Рекомендуемая частота проведения – не менее одной перед каждой промежуточной аттестацией.
Эссе – одна из форм письменных работ, наиболее эффективная при освоении базовых дисциплин. Роль этой формы контроля особенно важна при формировании универсальных компетенций выпускника, предполагающих приобретение основ экономических знаний.
Эссе - небольшая по объему самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем соответствующей дисциплины. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Эссе должно содержать четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
В некоторых случаях это может быть анализ собранных студентом конкретных данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации, подробный разбор предложенной преподавателем проблемы с развернутыми пояснениями и анализом примеров, иллюстрирующих изучаемую проблему и т.д.
Требования к эссе: самостоятельность выполнения, способность аргументировать положения и выводы, обоснованность, четкость, лаконичность, оригинальность постановки проблемы, уровень освоения темы и изложения материала