МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Соотношение гуманитарного и естественнонаучного знания
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей социологии
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Коростелева О.Т.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Соотношение гуманитарного и естественнонаучного знания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей социологии

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей социологии

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Соотношение гуманитарного и естественнонаучного знания» являются сформировать представление о методологических особенностях естественнонаучного и гуманитарного знания, их соотношении и взаимодействии; способствовать формированию методологической культуры мышления студентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
ОПК-3: готовностью необходимости и способность к непрерывному профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие черты и специфику естественнонаучного и гуманитарного знания;
место и роль социологии в системе современного научного знания
3.2.Уметь:
3.2.1.рассматривать тенденции развития современной науки в социокультурном контексте;
обнаруживать предпосылки гуманитаризации в современной социологии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.поиска оптимальной методологической модели соотношения естественнонаучных и гуманитарных установок исследования;
навыками методологического обоснования социологических исследований

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Соотношение гуманитарного и естественнонаучного знания"
1.1. Понятие науки и структура современного научного знания Лекции 4 2 ОК-7, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Формы организации научного знания и этапы научного поиска Практические 4 2 ОК-7, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Формы организации научного знания и этапы научного поиска Сам. работа 4 8 ОК-7, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Понятия научного метода и методологии. Соотношение предмета и метода в научном познании Лекции 4 2 ОК-7, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Понятия научного метода и методологии. Соотношение предмета и метода в научном познании Практические 4 2 ОК-7, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Понятия научного метода и методологии. Соотношение предмета и метода в научном познании Сам. работа 4 8 ОК-7, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Предметно-методологические принципы классического естествознания Лекции 4 2 ОК-7, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Предметно-методологические принципы классического естествознания Практические 4 2 ОК-7, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Предметно-методологические принципы классического естествознания Сам. работа 4 8 ОК-7, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Специфика гуманитарного знания Практические 4 2 ОК-7, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Тенденции натурализации и гуманитаризации знания: основные аспекты и механизмы Лекции 4 2 ОК-7, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Развитие натуралистической и гуманитарной методологии в истории науки и философии Лекции 4 2 ОК-7, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Развитие натуралистической и гуманитарной методологии в истории науки и философии Сам. работа 4 8 ОК-7, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Развитие натуралистической и гуманитарной методологии в истории науки и философии Практические 4 2 ОК-7, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Предметно-методологическая гуманитаризация современных наук о природе Лекции 4 2 ОК-7, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.16. Проявление гуманитаризации в науках о человеке и обществе Лекции 4 2 ОК-7, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.17. Проявление гуманитаризации в науках о человеке и обществе Сам. работа 4 8 ОК-7, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.18. Проявление гуманитаризации в науках о человеке и обществе Практические 4 2 ОК-7, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.19. Проявление гуманитаризации в науках о человеке и обществе Сам. работа 4 8 ОК-7, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.20. Особенности становления натуралистической и гуманитарной методологии в социологической науке Практические 4 2 ОК-7, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.21. Особенности становления натуралистической и гуманитарной методологии в социологической науке Сам. работа 4 8 ОК-7, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.22. Гуманитарный методологический потенциал современной российской социологии Лекции 4 2 ОК-7, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.23. Гуманитарный методологический потенциал современной российской социологии Практические 4 2 ОК-7, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.24. Гуманитарный методологический потенциал современной российской социологии Сам. работа 4 8 ОК-7, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.25. Роль современной социологии в процессах научного синтеза Лекции 4 2 ОК-7, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.26. Роль современной социологии в процессах научного синтеза Практические 4 2 ОК-7, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.27. Роль современной социологии в процессах научного синтеза Сам. работа 4 8 ОК-7, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Перечень вопросов
Теоретические задания по дисциплине «Соотношение гуманитарного и естественнонаучного знания»:
1. Понятие метода и методологии.
2. Классификация методов научного познания.
3. Соотношение эмпирического и теоретического уровней научного исследования: методы и формы организации научного знания.
4. Логика и этапы научного поиска.
5. Роль методологических установок в организации и проведении научного исследования.
6. Основные отрасли современной науки, их соотношение.
7. Формирование теоретико-методологических основ классического естествознания в Новое время (эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта).
8. Методологические принципы классического естествознания. Классическая модель естественнонаучного закона.
9. Редукционизм в науке: сущность и исторические формы.
10. Понятие гуманитарного знания, его предметные, гносеологические и методологические характеристики.
11. Проблема понимания, значения и смысла как центральная методологическая проблема гуманитарного знания.
12. Диалогизм как принцип гуманитарного исследования. Признаки диалога.
13. Тенденции натурализации и гуманитаризации знания: общая характеристика.
14. Проявления тенденций натурализации и гуманитаризации знания в истории науки и философии.
15. Основные аспекты и механизмы гуманитаризации современного естествознания.
16. Особенности гуманитаризации наук о человеке и обществе.
17. Соотношение натуралистических и гуманитарных элементов в классической социологии.
18. Неклассическая социология рубежа XIX-XX веков как гуманитарный методологический «манифест» в социологической науке.
19. Гуманитарные методологические принципы в социологии М. Вебера и Г. Зиммеля.
20. Предпосылки гуманитаризации современной социологии.
21. Основные уровни и механизмы гуманитаризации социологической науки.
22. Методологическая специфика российской социологии.
23. Гуманитарный методологический потенциал социологического витализма.
24. Процедуры объяснения и понимания в современной науке, связь между ними.
25. Проблема субъект-объектных отношений в естественнонаучном и гуманитарном познании.
26. Проблема социального смысла в социологии: варианты трактовки.
27. Пути и механизмы интеграции современного научного знания.
28. Сциентизм и антисциентизм в методологии современного обществознания.
Практические задания по дисциплине «Соотношение гуманитарного и естественнонаучного знания»:
1. Приведите примеры научных дисциплин, сочетающих элементы естественнонаучного, социогуманитарного и технического знания.
2. Проведите сравнительный методологический анализ «наук о природе» и «наук о культуре» в трактовке Г. Риккерта.
3. Поясните, в чем заключается специфика и актуальность гуманитаризации современной социологии.
4. Покажите, как соотносятся натуралистическая и гуманитарная методология в Вашей курсовой работе.
5. Продемонстрируйте, каким образом может быть реализован гуманитарный методологический потенциал социологии при проведении эмпирического социологического исследования.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Лавриненко В.Н. КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 5-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: М.:Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/A69F7A7C-35A7-4BD1-963F-AA0848796658
Л1.2 Канке В. А., Лукашина Л. В. КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/D5BF319F-8641-433E-867D-3D8C57670ADE
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ушаков Е.В. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/FA079D3D-2982-4784-B001-5FC5A9EC4806
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
Э2 ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э3 2. Электронные библиотечные системы:
Э4 7. www.public.ru (Публичная Интернет библиотека);
Э5 6. www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ);
Э6 5. www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»);
Э7 4. www.law.edu.ru (Российский образовательный правовой портал);
Э8 3. www.gain.ru (Государственная академия инноваций);
Э9 2. www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум);
Э10 1. www.edu.ru (Министерство образования и науки РФ);
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.