Закреплена за кафедрой | Кафедра региональной экономики и управления |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.02. Менеджмент |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_03_02_Мен-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра региональной экономики и управления
Протокол от 28.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.э.н. профессор Мищенко Вит.В
1.1. | Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов прочных теоретических знаний в области макроэкономического регулирования и управления социально-экономическим развитием страны и регионов. В условиях стабилизации переходной экономики возрастает роль регулирования, меняются формы и инструменты управления социально-экономическим развитием. Используя методы управления и регулирования, государство обеспечивает устойчивое продвижение экономики к более высокому уровню эффективности производства и жизни населения. Задачи дисциплины определяются требованиями, установленными Государственным стандартом высшего профессионального образования, к подготовке специалистов по государственному и муниципальному управлению. Основными задачами курса являются: - уяснение теоретических и методологических основ государственного вмешательства в экономику; - знание места и роли государственного сектора в национальной экономике; - усвоение основных методов и инструментов государственного регулирования рыночной экономики; - ознакомление с опытом различных государств по макроэкономическому регулированию в современных условиях; - освоение основных методов регулирования и планирования в переходной период; - изучение особенностей функционирования основных субъектов госрегулирования рыночной экономики. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-3 | способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности |
ПК-4 | умением применять основные методы финансового менеджмента для оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия инвестиционных решений, решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуры капитала, в том числе, при принятии решений, связанных с операциями на мировых рынках в условиях глобализации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - об основных экономических теориях, сформировавших систему государственного регулирования в переходной период; - об опыте различных индустриальных стран в области макроэкономического управления и планирования; - о структурной трансформации отечественной экономики; - о формировании механизма становления инновационного, инвестиционного секторов национальной экономики; - об основных формах регулирования социально-трудовой сферы. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять методы управления и регулирования социально-экономического развития; - рассчитывать место, размеры государственного сектора национальной экономики; - представлять эффективность (последствия) реализации программ по изменению собственности, по организации налоговой, бюджетной систем и т.п.; - рассчитывать показатели занятости, монополизации экономики; - оценивать позитивные и негативные последствия развития экспортного сектора, а также ввоза импорта. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - основами методов подготовки организационных планов и региональных планов развития; - комплексно применения методов подготовки организационных планов и региональных планов развития; - системно пользования методов решения социально- экономических проблем региона с помощью организационных планов и региональных планов развития |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики | ||||||
1.1. | Теоретические воззрения, оказавшие влияние на формирование системы управления Российской Федерацией | Лекции | 5 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Теоретические воззрения, оказавшие влияние на формирование системы управления Российской Федерацией | Практические | 5 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Цели и задачи государственного регулирования | Практические | 5 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.4. | Историческая ретроспектива взамодействия экономики и государства | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Методы государственного регулирования экономики | ||||||
2.1. | Прогнозирование и планирование в условия рынка | Лекции | 5 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Типология и классификация методов государственного воздействия на экономические процессы | Практические | 5 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Бюджетно-финансовые и денежно-кредитные методы воздействия на экономику | Практические | 5 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.4. | Государственное целевое программирование и математическое моделирование как инструменты макроэкономического регулирования | Практические | 5 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.5. | Опыт использования методов государственного регулирования в развитых странах | Лекции | 5 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.6. | Методы регулирования экономических процессов в различных странах мира. | Сам. работа | 5 | 14 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. Регулирование государственного сектора экономики и территорий | ||||||
3.1. | Государственный сектор национальной экономики. | Лекции | 5 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.2. | Государственный сектор национальной экономики. | Практические | 5 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.3. | Зарубежный и российский опыт приватизации и национализации | Практические | 5 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.4. | Государственная региональная политика и местное самоуправление | Лекции | 5 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.5. | История приватизации конкретных предприятий, динамика дальнейшей экономической деятельности. | Сам. работа | 5 | 20 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 4. Регулирование конкретных направлений развития экономики | ||||||
4.1. | Государственное регулирование инноваций. | Лекции | 5 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.2. | Государственное регулирование инноваций. | Практические | 5 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.3. | Государственное регулирование инвестиций. | Лекции | 5 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.4. | Государственное регулирование инвестиций и инноваций. | Практические | 5 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.5. | Стрктурная и антимонопольная политика государства | Лекции | 5 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.6. | Стрктурная и антимонопольная политика государства | Практические | 5 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.7. | Социальная политика государства и регулирование рынка труда | Лекции | 5 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.8. | Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности | Лекции | 5 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.9. | Россия в мировой экономической системе. Регулирование внешнеэкономической деятельности. | Практические | 5 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.10. | Нормативно правоая база реализации экономической политики в различных е енаправлениях. | Сам. работа | 5 | 20 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Васильев В.П. | ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Мищенко В. В., Мищенко, И. К. | Государственное регулирование экономики: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2013 | |
Л2.2 | Васильев В.П. | ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Официальные сайты органов государственной власти: | |||
Э2 | www.government.ru | |||
Э3 | www.economy.gov.ru | |||
Э4 | www.fas.gov.ru | |||
Э5 | http://rosoez.ru | |||
Э6 | www.cbr.ru | |||
Э7 | www.gks.ru | |||
Э8 | www.mon.gov.ru | |||
Э9 | www.mzsrrf.ru | |||
Э10 | www1.minfin.ru | |||
Э11 | www.altairegion22.ru | |||
Э12 | www.rospotrebnadzor.ru | |||
Э13 | http://www.minsvyaz.ru | |||
Э14 | www.mnr.gov.ru | |||
Э15 | www.minprom.gov.ru | |||
Э16 | www.minregion.ru | |||
Э17 | www.mintrans.ru | |||
Э18 | www.roskazna.ru | |||
Э19 | www.fstrf.ru | |||
Э20 | Информационные сайты: | |||
Э21 | www.fcp.vpk.ru | |||
Э22 | www.iet.ru | |||
Э23 | www.hse.ru | |||
Э24 | www.liberatium.ru | |||
Э25 | http://rusref.nm.ru/ | |||
Э26 | www.rosez.ru | |||
Э27 | www.polit.sib.ru | |||
Э28 | www.polit.ru | |||
Э29 | www.rao-ees.ru | |||
Э30 | ru.wikipedia.org | |||
Э31 | www.kadis.ru | |||
Э32 | www.rg.ru | |||
Э33 | www.regions.ru | |||
Э34 | Курс в Moodle Государственное регулирование экономики | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания. Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы. Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса. При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. Подробнее методические рекомендации по изучению курса представлены в ЭУМК на образовательном портале |