Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.02. Социальная работа |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_03_02_СР-4-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Соотношение гуманитарного и естественнонаучного знания» являются сформировать представление о методологических особенностях естественнонаучного и гуманитарного знания, их соотношении и взаимодействии; способствовать формированию методологической культуры мышления студентов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-3 | способностью использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования |
ОПК-4 | способностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в информационно-коммуникационной сети "Интернет" |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | уровни, методы и формы организации научного знания, а также этапы научного поиска; место и роль гуманитаризации знания в процессе адекватного предметно-методологического самоопределения социальной работы, а также в реализации ее гуманистической функции. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | формировать методологические установки и выбирать методы социологического исследования, адекватные его предмету, целям и задачам; моделировать оптимальное соотношение натуралистических и гуманитарных установок в теоретико-методологическом обосновании тех или иных социальных проектов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками методологической саморефлексии, направленной на поиск оптимального соотношения натуралистических и гуманитарных установок; навыками методологического анализа собственных курсовых проектов, в том числе навыками понимания человеческих значений и смыслов, заявленных в курсовых работах социальных преобразований. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в курс "Соотношение гуманитарного и естественнонаучного знания" | ||||||
1.1. | Понятие науки и структура современного научного знания | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Формы организации научного знания и этапы научного поиска | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Формы организации научного знания и этапы научного поиска | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Понятия научного метода и методологии. Соотношение предмета и метода в научном познании | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.5. | Понятия научного метода и методологии. Соотношение предмета и метода в научном познании | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.6. | Понятия научного метода и методологии. Соотношение предмета и метода в научном познании | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.7. | Предметно-методологические принципы классического естествознания | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.8. | Предметно-методологические принципы классического естествознания | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.9. | Развитие натуралистической и гуманитарной методологии в истории науки и философии | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.10. | Проявление гуманитаризации в науках о человеке и обществе | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.11. | Проявление гуманитаризации в науках о человеке и обществе | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.12. | Особенности становления натуралистической и гуманитарной методологии в социологической науке | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.13. | Гуманитарный методологический потенциал современной российской социологии | Сам. работа | 1 | 12 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.14. | Роль современной социологии в процессах научного синтеза | Сам. работа | 1 | 12 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.15. | Зачет | 1 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ Перечень вопросов Теоретические задания по дисциплине «Соотношение гуманитарного и естественнонаучного знания»: 1. Понятие метода и методологии. 2. Классификация методов научного познания. 3. Соотношение эмпирического и теоретического уровней научного исследования: методы и формы организации научного знания. 4. Логика и этапы научного поиска. 5. Роль методологических установок в организации и проведении научного исследования. 6. Основные отрасли современной науки, их соотношение. 7. Формирование теоретико-методологических основ классического естествознания в Новое время (эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта). 8. Методологические принципы классического естествознания. Классическая модель естественнонаучного закона. 9. Редукционизм в науке: сущность и исторические формы. 10. Понятие гуманитарного знания, его предметные, гносеологические и методологические характеристики. 11. Проблема понимания, значения и смысла как центральная методологическая проблема гуманитарного знания. 12. Диалогизм как принцип гуманитарного исследования. Признаки диалога. 13. Тенденции натурализации и гуманитаризации знания: общая характеристика. 14. Проявления тенденций натурализации и гуманитаризации знания в истории науки и философии. 15. Основные аспекты и механизмы гуманитаризации современного естествознания. 16. Особенности гуманитаризации наук о человеке и обществе. 17. Соотношение натуралистических и гуманитарных элементов в классической социологии. 18. Неклассическая социология рубежа XIX-XX веков как гуманитарный методологический «манифест» в социологической науке. 19. Гуманитарные методологические принципы в социологии М. Вебера и Г. Зиммеля. 20. Предпосылки гуманитаризации современной социологии. 21. Основные уровни и механизмы гуманитаризации социологической науки. 22. Методологическая специфика российской социологии. 23. Гуманитарный методологический потенциал социологического витализма. 24. Процедуры объяснения и понимания в современной науке, связь между ними. 25. Проблема субъект-объектных отношений в естественнонаучном и гуманитарном познании. 26. Проблема социального смысла в социологии: варианты трактовки. 27. Пути и механизмы интеграции современного научного знания. 28. Сциентизм и антисциентизм в методологии современного обществознания. Практические задания по дисциплине «Соотношение гуманитарного и естественнонаучного знания»: 1. Приведите примеры научных дисциплин, сочетающих элементы естественнонаучного, социогуманитарного и технического знания. 2. Проведите сравнительный методологический анализ «наук о природе» и «наук о культуре» в трактовке Г. Риккерта. 3. Поясните, в чем заключается специфика и актуальность гуманитаризации современной социологии. 4. Покажите, как соотносятся натуралистическая и гуманитарная методология в Вашей курсовой работе. 5. Продемонстрируйте, каким образом может быть реализован гуманитарный методологический потенциал социологии при проведении эмпирического социологического исследования. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Под ред. Лавриненко В.Н. | КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 5-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Канке В. А., Лукашина Л. В. | КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ушаков Е.В. | ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Соотношение гуманитарного и естественнонаучного знания" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Промежуточная аттестация. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |