Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной и молодежной политики |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.02. Социальная работа |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_03_02_СР-4-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 84 | 84 | 84 | 84 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики
Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к. соц. н., доцент
1.1. | Сформировать способность к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности молодежи и подростков, определению индивидуальных потребностей молодых людей с целью постановки социального диагноза и разработки индивидуальных программ предоставления социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению. Развить у будущих специалистов умение разрабатывать программу тренинга для подростков асоциального поведения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06 |
ПК-1 | способностью к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить жизнедеятельность граждан, определению индивидуальных потребностей граждан с целью постановки социального диагноза и разработки индивидуальных программ предоставления социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | обстоятельства, ухудшающие условия жизнедеятельности молодых людей и формы психосоциальной работы с ними; сущность, виды, формы психосоциальной работы с подростками асоциального поведения и их реализацию в условиях учреждений социального обслуживания населения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | оценивать обстоятельства, ухудшающие условия жизнедеятельности подростков и групповые формы психосоциальной работы с ними; подбирать упражнения для организации психосоциальной работы с подростками асоциально поведения; разрабатывать конспекты проведения игровых, коррекционно-развивающих, тренинговых занятий, дискуссий; составлять программу социально-психологического тренинга. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть навыками моделирования ситуаций группового взаимодействия с подростками асоциального поведения; приемами взаимодействия с подростковой группой. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. «Нетренинговые» формы психосоциальной работы с подростками асоциального поведения и их реализация | ||||||
1.1. | Игра как форма психосоциальной работы с подростками асоциального поведения.Коррекционно-развивающее занятие для подростков асоциального поведения. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Игра как форма психосоциальной работы с подростками асоциального поведения | Практические | 5 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Игра как форма психосоциальной работы с подростками асоциального поведения | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Коррекционно-развивающее занятие для подростков асоциального поведения | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Коррекционно-развивающее занятие для подростков асоциального поведения | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.6. | Дискуссионные формы работы с подростками асоциального поведения | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.7. | Дискуссионные формы работы с подростками асоциального поведения | Практические | 5 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.8. | Дискуссионные формы работы с подростками асоциального поведения | Сам. работа | 5 | 16 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Тренинг как форма психосоциальной работы с подростками асоциального поведения | ||||||
2.1. | Теоретические основы организации и проведения тренинга с подростками асоциального поведения.Социально-психологические тренинги для подростков асоциального поведения | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Теоретические основы организации и проведения тренинга с подростками асоциального поведения | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Теоретические основы организации и проведения тренинга с подростками асоциального поведения | Сам. работа | 5 | 24 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Социально-психологические тренинги для подростков асоциального поведения | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Социально-психологические тренинги для подростков асоциального поведения | Сам. работа | 5 | 30 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ Перечень заданий /вопросов Теоретические вопросы 1. Требования к использованию игры в психосоциальной работе с подростками асоциального поведения. 2. Технология организации игровой деятельности. 3. Сюжетно-ролевая игра. 4. Ролевая игра. 5. Организационно-деятельностная игра. 6. Деловая игра. 7. Цели, задачи, методика проведения коррекционно-развивающих занятий с подростками асоциального поведения. 8. Требования к проведению дискуссии. 9. Правила ведения дискуссии. 10. Панельная дискуссия. 11. Форум. 12. Симпозиум. 13. Дебаты. 14. Содержание деятельности с подростками асоциального поведения в реабилитационной студии. 15. Специфика тренинговой формы работы с подростками асоциального поведения. 16. Формы организации тренинговых занятий с подростками асоциального поведения. 17. Разработка программы тренинга. 18. Структура тренинговых занятий. 19. Техника вербальных коммуникаций в психосоциальной работе с подростками. 20. Техника невербальных коммуникаций в психосоциальной работе с подростками. 21. Техника активного слушания. 22. Упражнение как метод психосоциальной работы с подростками. Виды упражнений. 23. Тренинг по развитию у подростков коммуникативных навыков. 24. Тренинг по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний. 25. Тренинг по формированию позитивных жизненных целей. 26. Тренинг гармонизации детско-родительских отношений. Практическое задание Разработать программу социально-психологического сопровождения подростков девиантного поведения. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ Перечень тем 1. Технология организации игровой деятельности. 2. Сюжетно-ролевая игра. 3. Организационно-деятельностная игра. 4. Деловая игра. 5. Методика проведения коррекционно-развивающих занятий. 6. Дискуссия. 7. Панельная дискуссия. 8. Дискуссия - форум. 9. Дискуссия - симпозиум. 10. Дебаты. 11. Содержание деятельности с подростками асоциального поведения в реабилитационной студии. 12. Формы организации тренинговых занятий с подростками асоциального поведения. 13. Структура тренинговых занятий. 14. Техника вербальных коммуникаций в психосоциальной работе с подростками. 15. Техника невербальных коммуникаций в психосоциальной работе с подростками. 16. Техника активного слушания. 17. Упражнение как метод психосоциальной работы с подростками. Виды упражнений. 18. Тренинг по развитию у подростков коммуникативных навыков. 19. Тренинг по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний. 20. Тренинг по формированию позитивных жизненных целей. 21. Тренинг гармонизации детско-родительских отношений. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. | ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 6-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Павленок Петр Денисович | Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учебное пособие | ИНФРА-М, 2018 | znanium.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. | ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Университетская библиотека онлайн. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/ | |||
Э2 | Электронно-библиотечная система. Издательство "Лань". Режим доступа: http://e.lanbook.com/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Лекция. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 2. Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к нему необходимо взять план (у преподавателя). - На практическом занятии ответы студент излагает устно. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 фонда оценочных средств. - Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке. - Практическое задание выполняется самостоятельно, результаты представляются на практических занятиях. Содержание заданий представлено в п.3 фонда оценочных средств. Выбор тренинговых упражнений должен определяться индивидуальными потребностями выбранной целевой группы подростков. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 фонда оценочных средств. - Подготовка одного доклада осуществляется по выбору студента из числа предусмотренных в пункте 3 фонда оценочных средств. Доклад оценивается в соответствии с критериями, приведенными в пункте 2 фонда оценочных средств. - Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На практическое выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все предлагаемые вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 3. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 4. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету возьмите перечень вопросов у преподавателя. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации. - Продумайте логику своего ответа на зачете. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. - Зачет проходит в устной форме, включает теоретический вопрос и практическое задание, выбранные из перечня вопросов к зачету п.3 фонда оценочных средств. Теоретический вопрос и практическое задание касается определения индивидуальных потребностей подростков группы риска и разработки индивидуальных программ и мероприятий по социально-психологическому сопровождению. Оценка за зачет ставится суммарно, исходя из полноты и глубины ответов на вопрос и задание. |