МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы культурной антропологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-1-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 105
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 105 105 105 105
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, С.П. Грушин

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, А.А. Тишкин

Рабочая программа дисциплины
Основы культурной антропологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №948)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Главной целью курса культурной антропологии является получение знаний, умений, навыков, необходимых для профессиональной деятельности, формирование базовых понятий «культура», «человек», «преемственность в культуре», «этническая культура», «национальная культура», «культурогенез» и т.д.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 способностью получать информацию, анализировать ее, генерировать и использовать новые идеи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые понятий «культура», «человек», «преемственность в культуре», «этническая культура», «национальная культура», «культурогенез» и т.д. и специфику дисциплины культурная антропология
3.2.Уметь:
3.2.1.систематизировать и анализировать данные по теории отечественной и зарубежной культурантропологии, определение основных проблем в культурной антропологии. Умеет применять полученное знание для обоснования практических решений, касающихся повседневной жизни, профессиональной области.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью самостоятельного анализа, выбора соответствующей методологии.
Владеет личной позицией по отношению к проблемам взаимодействия культуры и человека, воспитывать толерантное отношение к другим культурам, умеет видеть гуманистические аспекты межкультурной коммуникации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1
1.1. Культурная антропология как наука. Предмет, метод. История становления науки Лекции 6 4 ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Культурная антропология как наука. Предмет, метод. История становления науки Практические 6 4 ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Вклад культурной антропологии в исследование фундаментальных гуманитарных проблем Лекции 6 20 ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Культурная антропология как наука. Предмет, метод. История становления науки Сам. работа 6 35 ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Вклад культурной антропологии в исследование фундаментальных гуманитарных проблем Практические 6 20 ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Вклад культурной антропологии в исследование фундаментальных гуманитарных проблем Сам. работа 6 70 ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Историко-культурные предпосылки формирования антропологии и этнологии.
2. Мифы и фольклор как источник этнологических знаний.
3. Организационное оформление этнологии и антропологии в зарубежных странах.
4. Эволюционизм как первая собственно этнологическая теория
5. Концепция Э. Тайлора.
6. Концепция Дж. Фрезера
7. Концепция и вклад Л.Г. Моргана в этнологическую науку.
8. Немецкий эволюционизм (А. Бастиан, Т. Вайц, Г. Шурц)
9. Французский эволюционизм. Ш. Летурно.
10. Становление и общая характеристика диффузионистского направления в антропологии и этнологии
11. Историко-географическое направление в этнологии (Э. Норденшельд).
12. Культурно-историческая школа в этнологии (Ф. Гребнер, В.Шмидт).
13. Антропогеографическая школа в антропологии и этнологии. Л. Фробениус.
14. Концепция Ф. Ратцеля.
15. Теория культурных ареалов (Э. Сепир, М. Херсковиц).
16. Геополитическая школа (Г. Элиот-Смит, У. Риверс).
17. Концепция культурных областей К. Уисслера.
18. Французская социологическая школа и идеи Э. Дюркгейма.
19. Труды и концепция Л. Леви-Брюля.
20. Вклад в антропологию и этнологию К. Леви-Строса.
21. Английский функционализм и научная деятельность Б. Малиновского.
22. Функционалистская концепция Р. Турнвальда.
23. Английский структурализм и концепция А. Радклифф-Брауна.
24. Американская школа исторической этнологии и концепция Ф. Боаса.
25. Концепция культурных моделей А. Кребера.
26. Этнопсихологическая школа и научные идеи А. Кардинера.
27. Этнопсихологическая концепция Р. Бенедикт.
28. Типологизация культуры М. Мид.
29. Структуралистский метод Э. Эванс-Притчарда.
30. Концепция культурного релятивизма. 31. Неоэволюционистская концепция Л. Уайта. 32. Теория многолинейной эволюции Дж. Стюарда.
33. Новейшие концепции в этнологии. 34. Первые русские этнографические описания ( А. Никитин, С. Крашенинников и др.).
35. Организационное оформление антропологии и этнологии в России. Русское географическое общество.
36. Программы этнографических обследований XVIII-XIX вв. в России.
37. Этнографические исследования русских за рубежом в XIX в. (И. Бичурин, Н.М. Пржевальский, Н.Н. Миклухо-Маклай и др.).
38. Религия и обряды славян в «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьева.
39. Становление и развитие советской этнологической науки в 20-40-е годы XX в.
40. Развитие советской этнологической науки в 50-60-е гг.
41. Основные направления исследований в отечественной антропологии и этнологии в 70-80-е годы.
42. Постсоветский период развития отечественной антропологии и этнологии: проблемы и перспективы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ:
1. Антропологические исследования пространства
2. Время как объект антропологического изучения
3. Антропологические подходы к изучению города
4. Символика и прагматика вещей
5. Исследования ритуала
6. Подходы к изучению родства
7. Экзогамия и эндогамия. Гипотезы происхождения запрета инцеста
8. Типы семьи. Типы брака и локальность
9. Культура и личность. Понятия «базовой» и «модальной» личности
10. Исследования «национального характера»
11. Социализация, инкультурация, адаптация
12. Возраст и возрастная стратификация
13. Исследования детства в антропологии
14. Пол и гендер (антропологические аспекты)

Темы рефератов:
Антропология сакрального. Культуротворчество: миф и религия (анимизм, фетишизм и т.д.)
-Социокультурный процесс: социальность и культура (традиция, социализация, правила поведения, ритуалы, популяция, инициация)
-Антропогенез
-Теоретико-методологические аспекты социальной антропологии (объект, предмет, методы)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Ранняя форма Homo Sapiens:
-примат
-гоминид
-неандерталец
-кроманьонец
2. Процесс очеловечивания обозначается термином:
-социализация
-гоминизация
-инкультурация
адаптация
3. Понятие «онтогенез» ввел:
-Ч. Дарвин
-Э. Геккель
-П. Кампер
-Ф. Энгельс
4. Автор работы «У истоков человечества»:
-Л. Фоули -Ч. Дарвин
-Г. Матюшин
-П. Кампер
5. Автор работы «Гориллы в тумане»:
-Л. Фоули
-Д.Фееси
-Ч. Дарвин
-К. Линней
6. Человек прямоходящий:
-Homo Erektus
-Homo Sapiens
-Homo Habilis
7. Автор трудовой теории антропогенеза:
-Ч. Дарвин
-Ж. Ламарк
-П. Кампер
-Ф. Энгельс

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Борко Т. И. КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Багдасарьян Н.Г. Культурология: Учебное пособие ЭБС «Лань», 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Гончаров Ю.М. Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX – начале XX в. : учеб. пособие АЗБУКА, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт антропологии и этнологии РАН iea-ras.ru
Э2 Web-кафедра философской антропологии www.anthropology.ru
Э3 библиотека по культурологии www.countries.ru
Э4 официальный сайт Института социологии РАН www.isras.ru
Э5 онлайновая научная структура «Соционет» socionet.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы. Максимальное количество баллов за лекции ‑ 30.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в рамках тем семинарских занятий. Максимальное количество баллов за практические задания ‑ 70.
К устному экзамену допускаются студенты, которые выполнили практические задания, и набрали не менее 50 баллов. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут.
Оценка также может быть выставлена по результатам полного освоения курса. Каждый вид работы оценивается определенным количеством баллов. Студенты, набравшие от 85 до 100 баллов получают оценку "отлично". Студенты, получившие от 70 до 84 баллов, оцениваются "хорошо". Студенты, набравшие от 50 до 69 баллов, получают оценку "удовлетворительно".
Студенты, получившие 49 баллов и менее, получают "неудовлетворительно".

В рамках СРС могут быть использованы периодические издания:
Гуревич П. Человек как микрокосм. // Общественные науки и современность. 1993. №6. С. 179-187.
Дильтей В. Задачи критики исторического разума. // Вопросы философии. 1988. №10.
Дильтей В. Категория жизни. Глава из книги “ Структура исторического мира в науках о духе” // Вопросы философии. 1995. №10. С.129-143.
Раппопорт Р. Эволюция человечества и будущее антропологии. //Этнографическое обозрение. 1995. № 6. С 18-30.
Фрейд З. Недовольство в культуре.// Философские науки. 1989. № 1.
Чеснов Я.В. Этнологическое мышление и методика полевой работы. // Этнографическое обозрение. 1999. №6.