МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Антропология и этнология народов России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-1-2019
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 120
самостоятельная работа 177
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24 48 48
Практические 36 36 36 36 72 72
Сам. работа 120 120 57 57 177 177
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 180 180 144 144 324 324

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, И.И. Назаров

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Т.Г. Гребенникова

Рабочая программа дисциплины
Антропология и этнология народов России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №948)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование четких представлений об антропологическом и этнокультурном составе регионов России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-10 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ОПК-7 способностью получать информацию, анализировать ее, генерировать и использовать новые идеи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Особенности исторического процесса в России
Основы научной работы
3.2.Уметь:
3.2.1.Определять место и роль личности человека в исторических событиях
Получать информацию из разных источников
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками изучения закономерностей исторического процесса
Навыками генерирования новых идей

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Этническая история народов России
1.1. История изучения этнической истории народов России. Классификации народов России: антропологическая, лингвистическая, этническая, религиозная, по ХКТ, по историко-этнографическим областям. Лекции 5 8 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.2. Современный этнический состав населения России. Численность и расселение народов на территории России: история и современное состояние Практические 5 12 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.3. Значение Великого переселения народов в процессах этногенеза и политогенеза народов Восточной Европы. Влияние византийской политики на ранний политогенез народов Восточной Европы Сам. работа 5 36 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Восточнославянские народы
2.1. Индоевропеистика и проблемы происхождения славян. Языковая общность славянских народов. Дискуссия о времени обособления славянского языка и первоначальной территории его распространения. Данные лингвистики, антропологии и археологии в свете изучения проблемы славянской прародины. Этногенез восточных славян. Первые письменные известия о славянах. Заселение Восточной Европы славянскими племенами в VI в. н. э. Компонент археологических культур в формировании восточной ветви славянства. Лекции 5 2 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.2. Восточные славяне накануне образования Древнерусского государства «Киевская Русь». Этнографические особенности восточнославянских племен и русов в VI–IX вв., по данным археологии и письменных источников (виды хозяйственной деятельности, типы жилища, погребальный обряд, керамика, предметы быта, женские украшения, одежда). Лекции 5 2 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.3. Специфические черты славянской территориальной общины. Понятие «национальный характер». Особенности славянского этнического самосознания. Народы Восточной Европы и славянская колонизация. Проблемы формирования древнерусской народности. Общественное, языковое и культурное единство восточных славян в домонгольской Руси. Лекции 5 2 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.4. Становление русского, украинского и белорусского народов. Лекции 5 2 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.5. Монголо-татарское нашествие и его влияние на этнические процессы в Восточной Европе. Резкое сокращение численности населения. Культурный и экономический упадок. Владимиро-Суздальское и Рязанское княжества, Новгородская республика - ядро формирования русской народности. Взаимоотношение русских с другими этническими группами в процессе образования единого централизованного Российского государства. Освоение Сибири. Место и роль русского народа в системе национальных и межэтнических отношений в Российской империй. Практические 5 4 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.6. Формирование украинской народности. Южнорусские земли под властью Венгрии, Литвы, Польши, Молдавии в XIV-XVI вв. Этническая консолидация украинского народа. Проблемы этнического происхождения казачества. Возникновение крупных историко-этнографических областей Украины. Присоединение Левобережной Украины к России в середин XVII в. Вхождение в состав России Правобержной Украины 90-х гг. XVIII в. Завершение объединения украинских земель в 1939-1945 гг. Практические 5 4 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.7. Формирование белорусской народности. Дискуссия о балтийском субстрате в генезе белорусов. Белорусские земли под властью Литвы и Польши. Завершение обособления белорусов от общей восточнославянской этнической общности в XVI в. Присоединение белорусских земель к России в конце XVIII в. Геноцид белорусского народа в годы фашистской оккупации. Практические 5 4 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.8. Этнические процессы в материальной и духовной культуре восточнославянских народов. Сам. работа 5 15 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.9. Крестьянская община как наиболее устойчивая традиция общежития восточнославянских народов. Общеславянские основы хозяйственных традиций, материальной культуре, семейной и календарной обрядности у русских, украинцев и белорусов в прошлом и настоящем. Язычество и христианство у славянских народов Восточной Европы. Особенности религиозного менталитета русских, украинцев и белорусов. Сам. работа 5 15 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.10. Процессы культурного взаимодействия переселенцев и коренных народов Сибири. Этнокультурные характеристики современного населения. Сам. работа 5 15 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.11. Историческое и духовное родство восточнославянских народов. Сам. работа 5 15 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Народы Европейского Севера России
3.1. Территория Европейского Севера России – область межрасового смешения. Археологические данные и первые письменные источники о населении Европейского Севера России. Лекции 5 2 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.2. Этнический состав и расселение народов. Лекции 5 2 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.3. Традиционные хозяйственные системы народов Европейского Севера России, их трансформация в эпоху модернизации. Лекции 5 2 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.4. Уровни экономической интеграции. Лекции 5 2 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.5. Традиционные типы поселений народов Европейского Севера России их трансформация в эпоху модернизации. Практические 5 2 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.6. Формирование экономических структур. Практические 5 2 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.7. Традиционные ремесла и промыслы. Практические 5 2 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.8. Смена культурно-хозяйственного типа с развитием промышленности. Практические 5 2 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.9. Влияние урбанизации на тип семейного поселения. Практические 5 2 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.10. Формы брака и семьи. Практические 5 2 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.11. Религиозные системы региона. Элементы традиционных языческих верований. Христианство и особенности его функционирования в регионе. Сам. работа 5 10 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.12. Формы интеллектуальной деятельности, художественного творчества и передачи знаний и навыков. Сам. работа 5 5 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.13. Традиционные ремесла и специфические формы декоративного искусства. Сам. работа 5 9 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Народы Урало-Поволжья
4.1. История формирования Урало-Поволжской историко-этнографической области. Лекции 6 4 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.2. Этногенез народов Урало-Поволжья. Лекции 6 2 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.3. Народы и Республики. Лекции 6 2 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.4. Включение Повольжья и Приуралья в состав Русского централизованного государства в середине XVI в. Практические 6 4 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.5. Особенности христианизации народов региона. Практические 6 4 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.6. Межэтнические контакты и взаимовлияния. Практические 6 4 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.7. Этнические процессы в материальной и духовной культуре народов Урало-Поволжья. Сам. работа 6 10 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.8. Трансформация традиционных хозяйственных систем. Сам. работа 6 10 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Народы Северного Кавказа
5.1. Особенности историко-этнографической области. Лекции 6 4 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
5.2. Процессы формирования этносов и их культур в древности. Лекции 6 4 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
5.3. Основные этапы этнической истории Кавказа. Практические 6 6 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
5.4. Многообразие этнических общностей на территории Кавказа, характеристика их языка и культуры. Практические 6 6 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
5.5. Этнические последствия политических событий XIX в. Сам. работа 6 10 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
5.6. Северокавказские этносы в составе Российской империи. Сам. работа 6 12 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Народы Сибири и Дальнего Востока
6.1. Формирование современного этнического состава населения Сибири. Коренные народы Сибири в период ее освоения русскими. Лекции 6 4 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
6.2. Традиционные этнокультурные и языковые общности. Традиционные хозяйственные системы. Социальная структура Лекции 6 4 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
6.3. Формы брака и семьи. Проблема общины. Традиционные религия и магия и их организационные формы. Обряды жизненного цикла. Практические 6 6 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
6.4. Организация власти. Традиционная художественная деятельность. Устное творчество. Изобразительное искусство. Ранний период взаимодействия. Практические 6 6 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
6.5. Процессы аккультурации. Движения сопротивления (военные, религиозные, политические). Сам. работа 6 15 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Современный этнический состав населения России: численность и расселение народов.
2. Этногенез и этническая история восточных славян.
3. Становление русского, украинского и белорусского народов.
4. Историческое и духовное родство восточнославянских народов.
5. Народы Европейского Севера России: этнический состав и расселение.
6. Традиционная культура народов Европейского Севера России, и ее трансформация в эпоху модернизации.
7. История формирования Урало-Поволжской историко-этнографической области
8. Этнические процессы в материальной и духовной культуре народов Урало-Поволжья.
9. Формирование современного этнического состава населения Сибири.
10. Характеристика традиционной культуры коренных народов Сибири. Процессы трансформации традиционной культуры.
11. Процессы культурного взаимодействия переселенцев и коренных народов Сибири
12. Этнокультурные характеристики современного населения Сибири.
13. Этногенез и этнокультура самодийских народов Сибири.
14. Этногенез и этнокультура тюркских народов Сибири.
15. Особенности этнокультуры финно-угорских народов.
16. Основные этапы этнической истории Кавказа.
17. Многообразие этнических общностей на территории Кавказа, характеристика их языка и культуры.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы
Что включают в себя понятия «Объект» и «Предмет» этнологии?
Назовите основные методы этнологических исследований.
Какие основные группы источников используются в этнологии?
Назовите основные компоненты этноса.
Назовите основные функции этнической культуры.

Темы рефератов
1. Этикет в культуре народов Кавказа.
2. Особенности традиционного мировоззрения коренного населения Сибири. Шаманизм.
3. Буддизм у народов Сибири.
4. Особенности семейной обрядности народов Поволжья.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Этнос как биологическое явление в XX в. рассматривался в трудах:
1. Ю.В. Бромлея.
2. Н.Н. Чебоксарова.
3. В.И. Вернадского.
4. Л.Н. Гумилева.
2. Под этнической эндогамией подразумевается:
1. Преобладание смешанных межэтнических браков.
2. Традиции многоженства.
3.Преобладание этнически однородных семей.
4. Постепенная ассимиляция этноса.
3. Для характеристики быта в этнографии НЕ используется термин:
1. Обычай.
2. Обряд.
3. Ритуал.
4. Этногенез.
4. В широком плане проблемы хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей в российской науке были поставлены:
1. Н.Н. Миклухо-Маклаем и В.Г. Богоразом.
2. В.Г. Богоразом и Н.М. Пржевальским.
3. Н.М. Пржевальским и Н.Н. Чебоксаровым.
4. Н.Н. Чебоксаровым и М.Г. Левиным.
5. Источник, отражающий прямое этнографическое наблюдение:
1. «История» Геродота.
2. Описание Н.Н. Миклухо-Маклаем папуасских обрядов.
3. Описание русских и французов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
4. Описание обеда и кушаний в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
6. Ценные этнографические сведения содержит книга Ахмада Ибн-Фадлана о его поездке в:
1. Булгар Великий.
2. Сибирь.
3. Монголию.
4. Китай.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Козлова М.А., Козлов А.И. АНТРОПОЛОГИЯ. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Бажуков, В. И. Социальная и культурная антропология : учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/52565F7E-5B1C-419F-8E6A-C1213D5CCA24
Л1.3 под ред. В. А. Козьмина, В. С. Бузина Этнология (этнография): учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Елисеев О. П. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 3-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 И. И. Назаров Этнология и социальная антропология: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова содержит тексты исторических источников и научные публикации по отечественной и всеобщей истории. Режим доступа: htpp://www.hist.msu.ru/ER/index.html
Э2 Электронная библиотека Гумер объединяет книги и учебники по гуманитарным наукам (история России, всеобщая история, культурология, философия, история религий и т.д.). Режим доступа: http://www.gumer.info/
Э3 Сайт Института этнологии и антропологии РАН www. ras.iea.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотека Гумер объединяет книги и учебники по гуманитарным наукам (история России, всеобщая история, культурология, философия, история религий и т.д.). Режим доступа: http://www.gumer.info/
Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова содержит тексты исторических источников и научные публикации по отечественной и всеобщей истории. Режим доступа: htpp://www.hist.msu.ru/ER/index.html
Сайт Института этнологии и антропологии РАН www. ras.iea.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы. Максимальное количество баллов за лекции ‑ 30.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в рамках тем семинарских занятий. Максимальное количество баллов за практические задания ‑ 70.
К устному экзамену допускаются студенты, которые выполнили практические задания, и набрали не менее 50 баллов. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут.
Оценка также может быть выставлена по результатам полного освоения курса. Каждый вид работы оценивается определенным количеством баллов. Студенты, набравшие от 85 до 100 баллов получают оценку "отлично". Студенты, получившие от 70 до 84 баллов, оцениваются "хорошо". Студенты, набравшие от 50 до 69 баллов, получают оценку "удовлетворительно".
Студенты, получившие 49 баллов и менее, получают "неудовлетворительно".


Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы. Максимальное количество баллов за лекции ‑ 30.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в рамках тем семинарских занятий. Максимальное количество баллов за практические задания ‑ 70.
На зачетное занятие допускаются студенты, выполнившие все задания оцененные не менее чем в 50 баллов и не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий. В билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут.
Оценка «зачтено» выставляется студенту, если он прочно усвоил программный материал курса и демонстрирует это исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно излагая его, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает ответы, выделяет главное и обобщает сказанное;
Оценка «незачтено» выставляется студенту, который при ответе не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями отвечает на вопросы или не справляется с ними самостоятельно.