МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Государственное регулирование экономики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.03.03. Управление персоналом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_03_УП-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Мищенко В.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Государственное регулирование экономики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.03 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1461)

составлена на основании учебного плана:
38.03.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 28.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н. профессор Мищенко Вит.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 28.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.э.н. профессор Мищенко Вит.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов прочных теоретических знаний в области макроэкономического регулирования и управления социально-экономическим развитием страны и регионов. В условиях стабилизации переходной экономики возрастает роль регулирования, меняются формы и инструменты управления социально-экономическим развитием. Используя методы управления и регулирования, государство обеспечивает устойчивое продвижение экономики к более высокому уровню эффективности производства и жизни населения.
Задачи дисциплины определяются требованиями, установленными Государственным стандартом высшего профессионального образования, к подготовке специалистов по государственному и муниципальному управлению.
Основными задачами курса являются:
- уяснение теоретических и методологических основ государственного вмешательства в экономику;
- знание места и роли государственного сектора в национальной экономике;
- усвоение основных методов и инструментов государственного регулирования рыночной экономики;
- ознакомление с опытом различных государств по макроэкономическому регулированию в современных условиях;
- освоение основных методов регулирования и планирования в переходной период;
- изучение особенностей функционирования основных субъектов госрегулирования рыночной экономики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОК-4 способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности
ОПК-4 владение навыками работы с внешними организациями (Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Федеральной службой по труду и занятости, кадровыми агентствами, службами занятости населения)
ПК-15 владением навыками сбора информации для анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала организации, умением рассчитывать численность и профессиональный состав персонала в соответствии со стратегическими планами организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об основных экономических теориях, сформировавших систему государственного регулирования в переходной период;
- об опыте различных индустриальных стран в области макроэкономического управления и планирования;
- о структурной трансформации отечественной экономики;
- о формировании механизма становления инновационного, инвестиционного секторов национальной экономики;
- об основных формах регулирования социально-трудовой сферы.
3.2.Уметь:
3.2.1. - применять методы управления и регулирования социально-экономического развития;
- рассчитывать место, размеры государственного сектора национальной экономики;
- представлять эффективность (последствия) реализации программ по изменению собственности, по организации налоговой, бюджетной систем и т.п.;
- рассчитывать показатели занятости, монополизации экономики;
- оценивать позитивные и негативные последствия развития экспортного сектора, а также ввоза импорта.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- основами методов подготовки организационных планов и региональных планов развития;
- комплексно применения методов подготовки организационных планов и региональных планов развития;
- системно пользования методов решения социально- экономических проблем региона с помощью организационных планов и региональных планов развития

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики
1.1. Теоретические воззрения, оказавшие влияние на формирование системы управления Российской Федерацией Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Теоретические воззрения, оказавшие влияние на формирование системы управления Российской Федерацией Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Цели и задачи государственного регулирования Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Историческая ретроспектива взамодействия экономики и государства Сам. работа 5 12 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Методы государственного регулирования экономики
2.1. Прогнозирование и планирование в условия рынка Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Типология и классификация методов государственного воздействия на экономические процессы Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Бюджетно-финансовые и денежно-кредитные методы воздействия на экономику Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Государственное целевое программирование и математическое моделирование как инструменты макроэкономического регулирования Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Опыт использования методов государственного регулирования в развитых странах Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Методы регулирования экономических процессов в различных странах мира. Сам. работа 5 14 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Регулирование государственного сектора экономики и территорий
3.1. Государственный сектор национальной экономики. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Государственный сектор национальной экономики. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Зарубежный и российский опыт приватизации и национализации Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Государственная региональная политика и местное самоуправление Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.5. История приватизации конкретных предприятий, динамика дальнейшей экономической деятельности. Сам. работа 5 20 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Регулирование конкретных направлений развития экономики
4.1. Государственное регулирование инноваций. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Государственное регулирование инноваций. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Государственное регулирование инвестиций. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.4. Государственное регулирование инвестиций и инноваций. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.5. Стрктурная и антимонопольная политика государства Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.6. Стрктурная и антимонопольная политика государства Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.7. Социальная политика государства и регулирование рынка труда Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.8. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.9. Россия в мировой экономической системе. Регулирование внешнеэкономической деятельности. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.10. Нормативно правоая база реализации экономической политики в различных е енаправлениях. Сам. работа 5 20 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Васильев В.П. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мищенко В. В., Мищенко, И. К. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013
Л2.2 Васильев В.П. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальные сайты органов государственной власти:
Э2 www.government.ru
Э3 www.economy.gov.ru
Э4 www.fas.gov.ru
Э5 http://rosoez.ru
Э6 www.cbr.ru
Э7 www.gks.ru
Э8 www.mon.gov.ru
Э9 www.mzsrrf.ru
Э10 www1.minfin.ru
Э11 www.altairegion22.ru
Э12 www.rospotrebnadzor.ru
Э13 http://www.minsvyaz.ru
Э14 www.mnr.gov.ru
Э15 www.minprom.gov.ru
Э16 www.minregion.ru
Э17 www.mintrans.ru
Э18 www.roskazna.ru
Э19 www.fstrf.ru
Э20 Информационные сайты:
Э21 www.fcp.vpk.ru
Э22 www.iet.ru
Э23 www.hse.ru
Э24 www.liberatium.ru
Э25 http://rusref.nm.ru/
Э26 www.rosez.ru
Э27 www.polit.sib.ru
Э28 www.polit.ru
Э29 www.rao-ees.ru
Э30 ru.wikipedia.org
Э31 www.kadis.ru
Э32 www.rg.ru
Э33 www.regions.ru
Э34 Курс в Moodle Государственное регулирование экономики portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.


Подробнее методические рекомендации по изучению курса представлены в ЭУМК на образовательном портале