МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-2-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 157
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 157 157 157 157
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д.п.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д.п.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов целостного представления о педагогической деятельности
освоение студентами системы знаний теоретических основ современной педагогической науки;
развитие у студентов теоретико-педагогического мышления, профессионально-педагогической направленности;
формирование умений, необходимых для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в образовательной организации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
ОК-5 способностью самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности
ОПК-2 готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач
ОПК-4 способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
закономерности воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе;
социальные факторы развития, возрастные и индивидуальные особенности человека как субъекта образовательного процесса;
формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;
методику преподавания биологических дисциплин в организациях, осуществляющих образовательную деятельность,ее роль в обеспечении качества образовательного процесса;
педагогические проблемы воспитания и самовоспитания;
современные тенденции развития основных педагогических теорий и систем;
организацию образовательного процесса в различных организациях школьного и дополнительного образования.
3.2.Уметь:
3.2.1.осмысленно оперировать педагогическими категориями;
диагностировать и прогнозировать развитие личности учащихся;
адекватно реагировать в различных профессиональных ситуациях и выбирать оптимальные способы поведения;
оказывать позитивное воздействие на личность, прогнозировать ее реакции;
выявлять противоречия педагогического процесса, выбирать наиболее точные критерии оценки его эффективности;
преподавать биологические дисциплины в организациях школьного и дополнительного образования, используя систематизтрованные теоретические и практические знания в области методики, современные образовательные технологии и демонстрируя понимание ее роли в обеспечении качества образовательного процесса.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.организации и проведения педагогического проекта;
планирования и осуществления педагогических исследований;
принятия решений в рамках своей профессиональной компетенции;
применения системы педагогических средств для качественного выполнения профессионально-педагогической деятельности;
преподавания биологических дисциплин в организациях школьного и дополнительного образования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы педагогики
1.1. Педагогика как наука и учебная дисциплина Лекции 1 1 ОК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.2. Возникновение и развитие педагогики Сам. работа 1 4 ОК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.3. Целостный педагогический процесс Практические 1 1 ОК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.4. Методологические основы педагогики Сам. работа 1 3 ОК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.5. Логика и методы научно-педагогического исследования Сам. работа 1 4 ОК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.6. Педагогическая деятельность Сам. работа 1 4 ОК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.7. Система образования и пути ее совершенствования в современных условиях Практические 1 1 ОК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.8. Традиции и преемственность в развитии идей гуманистической педагогики Сам. работа 1 3 ОК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.9. Профессиональная культура педагога Сам. работа 1 4 ОК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.10. Личностно-профессиональное развитие будущего учителя Сам. работа 1 4 ОК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Теория воспитания
2.1. Сущность процесса воспитания Лекции 1 1 ОК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Воспитание в целостном педагогическом процессе Сам. работа 1 4 ОК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.3. Сущность, движущие силы процесса воспитания Практические 1 1 ОК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.4. Базовые концепции и теории воспитания Сам. работа 1 4 ОК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.5. Проблема целей воспитания в истории и современности Практические 1 1 ОК-1, ОПК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.6. Принципы воспитания в системе школьного и дополнительного образования Сам. работа 1 4 ОК-1, ОПК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.7. Значение принципов воспитания в системе школьного и дополнительного образования Сам. работа 1 4 ОК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.8. Содержание воспитания Практические 1 1 ОК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.9. Нравственное воспитание как системообразующий фактор воспитания Сам. работа 1 4 ОК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.10. Нравственные ориентиры современной молодежи Сам. работа 1 4 ОК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.11. Воспитание нравственных отношений Сам. работа 1 4 ОК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.12. Особенности воспитательной работы с педагогически запущенными школьниками Сам. работа 1 4 ОК-5, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.13. Процесс самовоспитания школьников Сам. работа 1 4 ОК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.14. Основы самовоспитания в системе школьного и дополнительного образования Сам. работа 1 4 ОК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.15. Методы и приемы самовоспитания Сам. работа 1 4 ОК-5, ОПК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.16. Новые подходы к понятию "воспитание" Сам. работа 1 4 ОК-5, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Дидактика
3.1. Сущность процесса обучения Лекции 1 1 ОК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.2. Современные дидактические концепции Сам. работа 1 4 ОК-5, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.3. Мотивация учебной деятельности Сам. работа 1 4 ОК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.4. Дидактические принципы обучения Сам. работа 1 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.5. Содержание образования Практические 1 2 ОК-1, ОПК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.6. Современные научные теории и содержание Сам. работа 1 4 ОК-5, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.7. Влияния научных концепций на отбор содержания образования Сам. работа 1 4 ОК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.8. Федеральный образовательный стандарт Практические 1 1 ОК-1, ОПК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.9. Исследования сравнительной педагогики по целям и содержанию образования Сам. работа 1 2 ОК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.10. Теория развивающего обучения в современной педагогике Сам. работа 1 4 ОК-5, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.11. Основы педагогики сотрудничества Сам. работа 1 4 ОК-5, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.12. Основные идеи педагогов-новаторов Сам. работа 1 5 ОК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.13. Проблема гуманитаризации содержания образования Сам. работа 1 4 ОК-5, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.14. Общая характеристика методов обучения Практические 1 1 ОК-1, ОПК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.15. Интерактивные методы обучения Сам. работа 1 4 ОК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.16. Традиционные и современные методы контроля Сам. работа 1 4 ОК-1, ОПК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.17. Контроль и самоконтроль в обучении Сам. работа 1 4 ОК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.18. Исторический аспект развития организационных форм обучения Сам. работа 1 4 ОК-5, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.19. Формы организации учебного процесса Сам. работа 1 4 ОК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.20. Основные направления модернизации классно-урочной системы обучения Сам. работа 1 4 ОК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.21. Урок как творчество педагога Сам. работа 1 4 ОК-5, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.22. Система и функции средств обучения в различных организациях школьного и дополнительного образования. Сам. работа 1 4 ОК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Личность и коллектив в системе школьного и дополнительного образовании
4.1. Понятие личности в педагогики Лекции 1 1 ОК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.2. Личность и коллектив Сам. работа 1 4 ОК-5, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.3. Коллектив и неформальные группы Сам. работа 1 4 ОК-5, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.4. Самоуправление в ученическом коллективе Практические 1 1 ОК-5, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.5. Особенности и трудности переходного возраста Сам. работа 1 4 ОК-5, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.6. Экзамен Экзамен 1 9 ОК-1, ОК-5, ОПК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.М. Столяренко Общая педагогика : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Е.Н. Измайлова, Э.Г. Касимова Компетентностный подход в образовании : учебное пособие Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445137
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фроловская М.Н., Сенько Ю.В. Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография: Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
Л2.2 М. Н. Фроловская ; [науч. ред. Ю. В. Сенько] Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в Moodle "Педагогика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины "Педагогика" предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций:
1) с целью снятия возможных затруднений;
2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (экзамена) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.