МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инновационные образовательные технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-2-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 157
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 157 157 157 157
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Зацепина О.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Инновационные образовательные технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д.п.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д.п.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка магистрантов к реализации инновационных образовательных технологий в педагогическом процессе общеобразовательной школы и в системе дополнительного эколого-биологического образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОПК-1 готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности
ПК-1 способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание и инновационные технологии преподавания биологии;
методические требования по применению педагогических технологий в процессе обучения биологии и экологии;
основные способы планирования и организации деятельности в условиях реализации конкретной технологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.структурировать учебный материал в соответствии с принципами технологического обучения;
реализовывать инновационные технологии преподавания биологии;
осуществлять контроль качества знаний и учебной деятельности студентов применительно к конкретной технологии обучения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами разработки отдельных элементов педагогических технолoгий по заданным условиям;
готовностью реализации инновационных технологий преподавания биологии и экологии;
способностью анализировать учебный материал с целью его адаптации к реальным учебным условиям внедрения обучающей технологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Педагогические технологии в современном образовании
1.1. Педагогические инновационные процессы Лекции 1 1 ОК-2, ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.1
1.2. Предпосылки возникновения педагогических технологий. Методологические основы инновационного и традиционного обучения Сам. работа 1 4 ОК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
1.3. Проблемы технологий в учебном процессе Сам. работа 1 4 ОК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
1.4. Производственные и социальные технологии в современном мире Сам. работа 1 4 ОК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
1.5. Образовательные и педагогические технологии в системе понятий Сам. работа 1 4 ОК-2, ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.1
1.6. Реформирование традиционной системы обучения Сам. работа 1 4 ОК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
1.7. Современные образовательные технологии Лекции 1 1 ОК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
1.8. Классификация педагогических технологий Практические 1 1 ОК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
1.9. Классификация педагогических технологий Сам. работа 1 4 ОК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
1.10. Технология как комплексное средство интенсификации познавательной деятельности Сам. работа 1 4 ОК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Личностно-ориентированные технологии обучения
2.1. Личностно ориентированное обучение в современном образовании Сам. работа 1 4 ОК-2, ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.1
2.2. Психолого-педагогические основы становления личностно развивающего образования Практические 1 1 ОК-2, ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.1
2.3. Психологические особенности личностно-ориентированных технологий Сам. работа 1 6 ОК-2, ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.1
2.4. Модульная технология обучения Лекции 1 1 ОК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
2.5. Технология разработки модульного пакета Практические 1 1 ОК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
2.6. Технология разработки модульного пакета Сам. работа 1 6 ОК-2, ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.1
2.7. Технология учебного проектирования Сам. работа 1 5 ОК-2, ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.1
2.8. Методика разработки учебных и социальных проектов Практические 1 1 ОК-2, ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.1
2.9. Личностно-ориентированная диагностика Сам. работа 1 6 ОК-2, ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.1
2.10. Технология уровневой дифференциации Сам. работа 1 6 ОК-2, ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.1
2.11. Технология разработки разноуровневых учебных заданий Практические 1 1 ОК-2, ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.1
2.12. Личностно ориентированные профессиональные тренинги Сам. работа 1 6 ОК-2, ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.1
2.13. Технология адаптивного обучения Сам. работа 1 6 ОК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Деятельностно-ориентированные технологии обучения
3.1. Технология контекстного обучения Сам. работа 1 4 ОК-2, ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.1
3.2. Обучающие модели в технологии контекстного обучения Практические 1 1 ОК-2, ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.1
3.3. Информационные технологии в образовании Сам. работа 1 6 ОК-2, ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.1
3.4. Имитационная технология обучения Сам. работа 1 6 ОК-2, ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.1
3.5. Технология разработки и проведения учебно-деловых игр Сам. работа 1 6 ОК-2, ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.1
3.6. Технология концентрированного обучения Сам. работа 1 6 ОК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
3.7. Интегральная технология обучения Сам. работа 1 6 ОК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
3.8. Методика разработка рекомендаций по интегрированию смежных курсов Сам. работа 1 4 ОК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
3.9. Задачная технология обучения Сам. работа 1 6 ОК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
3.10. Технология полного усвоения Сам. работа 1 6 ОК-2, ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.1
3.11. Технология контроля качества результатов обучения Сам. работа 1 4 ОК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
3.12. Технология управления качеством профессионального образования Сам. работа 1 6 ОК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Технология визуализации учебной информации
4.1. Теоретические основы технологии визуализации Лекции 1 1 ОК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
4.2. Классификация визуальной наглядности Сам. работа 1 4 ОК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
4.3. Схемно-знаковые модели представления знаний Сам. работа 1 4 ОК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
4.4. Обучающие игры для рациональной работы с учебной текстовой информацией Практические 1 1 ОК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
4.5. Технология разработки визуальных моделей Практические 1 1 ПК-1 Л1.2, Л1.1
4.6. Методика построения опорного конспекта Практические 1 1 ОК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
4.7. Идея опоры в опыте педагогов-новаторов Сам. работа 1 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1
4.8. Технология разработки логико-смысловых моделей Практические 1 1 ОК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
4.9. Фреймовое представление знаний Сам. работа 1 6 ОК-2, ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.1
4.10. Логико-графическое структурирование знаний Сам. работа 1 6 ОК-2, ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.1
Раздел 5.
5.1. Экзамен 1 9 ОК-2, ОПК-1, ПК-1 Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мандель Б. Р. Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Рыбцова Л.Л. - под общ. ред. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в MOODLE "Инновационные образовательные технологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/


6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины "Инновационные образовательные технологии" свзано с формированием у будущих учителей биологии опыта проектирования и осуществления инновационной деятельности и предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.