МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика дополнительного образования детей

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Зацепина О.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Педагогика дополнительного образования детей

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна, д.п.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна, д.п.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование личности профессионала как субъекта педагогической деятельности в системе дополнительного эколого-биологического образования детей;
овладение содержанием дополнительного эколого-биологического образования детей в условиях компетентностной образовательной модели;
овладение инновационными образовательными технологиями, позволяющими успешно осуществлять педагогическую деятельность в системе дополонительного эколого-биологического образования детей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности
ОПК-1 готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности
ПК-2 способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.логику и методы научно-педагогического исследования, используемые в системе дополнительного эколого-биологического образования детей;
особенности новой сферы профессиональной деятельности - дополнительного эколого-биологического образования детей;
возможности профессиональной коммуникации на русском и иностранном языках для решений задач профессионально-педагогической деятельности в системе дополнительного эколого-биологического образования детей;
особенности образовательной среды в учреждениях эколого-биологического дополнительного образования детей;
подходы и пути формирования образовательной среды в учреждениях эколого-биологического дополнительного образования детей;
задачи инновационной образовательной политики в сфере дополнительного эколого-биологического образования детей.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать методы научно-педагогического исследования, эффективные для системы дополнительного эколого-биологического образования детей;
учитывать особенности дополнительного эколого-биологического образования детей в своей профессиональной деятельности;
осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессионально-педагогической деятельности в системе дополнительного эколого-биологического образования детей;
формировать образовательную среду в учреждении эколого-биологического дополнительного образования детей;
решать задачи инновационной образовательной политики в сфере дополнительного эколого-биологического образования детей.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования логики и методов научно-педагогического исследования, эффективных для системы дополнительного эколого-биологического образования детей;
учета особенностей дополнительного эколого-биологического образования детей в своей профессиональной деятельности;
осуществления профессиональной коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессионально-педагогической деятельности в системе дополнительного эколого-биологического образования детей;
реализации подходов к формированию образовательной среды в учреждении дополнительного эколого-биологического образования детей;
решения задач инновационной образовательной политики в сфере дополнительного эколого-биологического образования детей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Становление и развитие дополнительного образования детей в отечественной образовательной системе
1.1. Роль дополнительного образования детей в развитии российского общества Лекции 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
1.2. Роль дополнительного образования детей в развитии российского общества Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
1.3. История внешкольного и дополнительного образования детей в России Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
1.4. Становление дополнительного эколого-биологического образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
1.5. Дополнительное образование детей в современной системе образования РФ Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
1.6. Структурирование эколого-биологической образовательной области дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
1.7. Нормативно-правовое обеспечение дополнительного образования детей Сам. работа 1 4 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
Раздел 2. Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей
2.1. Особенности содержания образования и образовательной среды в учреждениях дополнительного образования детей Практические 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
2.2. Особенности содержания образования и образовательной среды в учреждениях дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
2.3. Содержание эколого-биологического дополнительного образования детей в русле компетентностного подхода Сам. работа 1 4 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
2.4. Педагогические программы в системе дополнительного эколого-биологического образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
2.5. Образовательные учебные и досуговые программы в системе дополнительного эколого-биологического образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
2.6. Разработка программно-методического обеспечения реализации программ дополнительного эколого-биологического образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
2.7. Проектирование содержания дополнительного эколого-биологического образования детей на основе требований ФГОС нового поколения Практические 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
2.8. Проектирование содержания дополнительного эколого-биологического образования детей на основе требований ФГОС нового поколения Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
2.9. Формирование личностных и метапредметных компетенций ребенка в системе дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
2.10. Особенности организации системы дополнительного эколого-биологического образования детей в общеобразовательной школе Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
2.11. Интеграция общего и дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
Раздел 3. Развитие и воспитание ребенка в учреждениях дополнительного образования детей
3.1. Развивающие и воспитательные функции системы дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
3.2. Дополнительное образование как средство творческого развития детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
3.3. Интерес к творчеству как основа выбора профессии в системе дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
3.4. Роль дополнительного образования в ранней профессионализации школьников Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
3.5. Создание условий для самоутверждения и самореализации ребенка в учреждении дополнительного образования Практические 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
3.6. Создание условий для самоутверждения и самореализации ребенка в учреждении дополнительного образования Сам. работа 1 4 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
3.7. Развитие у школьников познавательных интересов и формирование мотивации успеха Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
3.8. Организация работы со школьниками с особыми образовательными потребностями в системе дополнительного образования Сам. работа 1 4 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
3.9. Теория и практика проектно-исследовательской деятельности детей в системе дополнительного эколого-биологического образования Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
3.10. Индивидуальная помощь и психолого-педагогическая поддержка ребенка в системе дополнительного эколого-биологического образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
Раздел 4. Современные формы, методы и технологии в ситеме дополнительного образования детей
4.1. Структурно-организационные формы реализации дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.2. Учебное занятие как ведущая форма организации образовательного процесса на основе требований ФГОС в системе дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.3. Организация эколого-краеведческих практикумов для школьников в системе дополнительного эколого-биологического образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.4. Организация экологических лагерей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.5. Организация полевых практикумов для школьников в системе дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.6. Организация экологических экскурсий. Экологические тропы и экологические экспедиции в системе дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.7. Методы и средства организации образовательного процесса в системе дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.8. Технологический подход к обеспечению образовательного процесса в дополнительном эколого-биологическом образовании детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.9. Игровые технологии в дополнительном эколого-биологическом образовании детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.10. Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.11. Технологии проблемно-диалогового обучения в дополнительном эколого-биологическом образовании Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.12. Диагностика и контроль в системе дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
4.13. Проектирование и разработка индивидуального образовательного маршрута обучающихся в системе дополнительного образования Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
Раздел 5. Педагог в системе дополнительного образования детей
5.1. Особенности профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
5.2. Логика и методы научно-исследовательской деятельности педагога в системе дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
5.3. Эксперимент как ведущий метод научно-исследовательской деятельности педагога в дополнительном эколого-биологическом образовании Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
5.4. Специфика профессиональной коммуникации в деятельности педагога дополнительного эколого-биологического образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
5.5. Возможности профессиональной коммуникации для решения задач педагогической деятельности в системе дополнительного эколого-биологического образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
5.6. Взаимодействие педагога и ребенка в системе дополнительного образования Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
5.7. Эффективные формы взаимодействия семьи и педагога дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4
5.8. Зачет 1 4 ОК-3, ОПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.5, Л2.1, Л1.3, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Брутова, М.А Педагогика дополнительного образования : учебное пособие САФУ, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д. Сидельникова Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для пед. вузов М.: Академия, 2007
Л1.3 Пикина А.Л., Тихомирова Н.Г., Мухамедьярова Н.А., Золотарева А.В. - отв. ред. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Пикина А.Л., Мухамедьярова Н.А., Тихомирова Н.Г., Золотарева А.В. - отв. ред. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Миронов А.В. Преподавание экологии в школе: ВЛАДОС, 2004
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Отв. ред. Байбородова Л. В. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в MOODLE "Педагогика дополнительного образования детей" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

"Педагогика дополнительного образования детей" - особая дисциплина, которая позволяет магистрантам овладеть еще одним видом профессиональной деятельности - педагога дополнительного образования детей. Понимание содержания курса основывается на знании педагогики и психологии, а также дисциплин биолого-экологического цикла, изученных либо в вузе, либо в школе. Актуализация такого рода знаний создает благоприятные предпосылки для понимания специфики дополнительного образования детей и особенности деятельности педагога, работающего в данных образовательных учреждениях. Знакомство с общими характеристиками системы дополнительного образования детей дает возможность перейти к изучению конкретного эколого-биологического направления как ее составляющей.
Обучающимся важно понять, что система дополнительного образования выполняет особую миссию в развитии и воспитании личности ребенка, отличную от системы основного (школьного) образования. Именно в учреждении дополнительного образования ребенок по-настоящему может раскрыть свои способности, заняться творчеством, любимым делом, профессионально определиться, обрести лидерские качества, организаторские способности и др. Необходимо обратить внимание, каким образом выстраиваются процессы обучения и воспитания по отношению к детям с различными образовательными потребностями в учреждении дополнительного образования, какие функции реализует педагог по отношению к каждой из категорий этих детей. Особое звучание в контексте данной дисциплины обретает проблема, изученная в нормативном курсе педагогики, - педагогической запущенности школьников. Имеет смысл серьезно разобраться, какой ценностный потенциал в решении данной проблемы несет система дополнительного образования детей.
Наиболее сложные темы курса связаны с вопросами проектирования содержания, форм, методов и технологий дополнительного образования. Прежде всего магистрантам необходимо разобраться, каковы ведущие современные тенденции обновления содаржания дополнительного образования детей. Именно с их учетом проектируется содержание. Далее, что важно учесть в этом процессе, - это тенденции развития биолого-экологической науки. Вместе с тем именно здесь важно установить преемственность с содержанием школьного образования, показать иные аспекты и ракурсы. Магистранты должны уяснить, что такой подход выступает мотивирующим фактором обучения школьников в системе дополнительного эколого-биологического образования.
Серьезная задача, которая стоит перед обучающимися - разобраться в структуре и специфике учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей, определить его существенные отличия от организационных форм обучения в школе. Предстоит обратить особое внимание на одно из главных отличий - коммуникативная архитехтоника такого занятия. Методы обучения и образовательные технологии, известные из курса педагогики, здесь также обретают свою специфику. Подготовка к лекционным и практическим занятиям потребует от магистрантов серьезной мыслительной активности, владения умениями систематизировать, обобщать, сравнивать, конкретизировать, анализировать материал. При выполнении практических заданий необходимо будет проявить целый спектр практических умений и навыков. Их отработка в ходе текущего контроля станет важной предпосылкой успешного выполнения аналогичных заданий на зачете.