Закреплена за кафедрой | НЕT (реорганизована) 72 |
---|---|
Направление подготовки | 44.04.01. Педагогическое образование |
Профиль | Педагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НЕT (реорганизована) 72
Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д.п.н., профессор
1.1. | формирование теоретических знаний о специфике системно-деятельностного подхода, его значении в реализации ФГОС; формирование знаний о современных педагогических технологиях, используемых для реализации системно-деятельностного подхода в обучении; формирование теоретических знаний, практических умений и навыков проведения эколого-биологических занятий в рамках системно-деятельностного подхода; формирование способности организовывать процесс обучения, исходя из конкретных условий как основа практического моделирования в педагогической деятельности |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-3 | готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия |
ПК-11 | готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы взаимодействия с различными участниками образовательного процесса и социальными партнерами в условиях реализации системно-деятельностного подхода в школьном и дополнительном эколого-биологическом образовании; принципы и методы руководства коллективом, сущность толерантного восприятия социальных, этноконфессиональных и культурных различий. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | создавать эколого-биологические си-туации для учащихся; создавать условия, способствующие эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и формированию экологического мышления; вовлекать в природоохранную деятельность участников образова-тельного процесса; создавать условия для толерантного взаимодействия учащихся при проведении совместных эколого-биологических мероприятий; структурировать учебный материал в соответствии с целями обучения; конструктивно взаимодействовать с участниками образовательного процесса; разрабатывать урок и внеурочное занятие по критериям и показателям системно-деятельностного подхода; проводить анализ урока и внеурочного занятия по критериям и показателям системно-еятельностного подхода. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владения технологией системно-деятельностного подхода; индивидуального подхода к обучающимся при планировании эколого-биологической деятельности в рамках системно-деятельностного подхода; владеия педагогическими основами обучения в эколого-биологическом направлении; владения принципами гуманитарного стиля педагогического мышления; владения основами природоохранной деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Особенности реализации системно-деятельностного подхода при организации эколого-биологической деятельности со школьниками | ||||||
1.1. | Сущность системно-деятельностно-го подхода в обучении в условиях современной школы | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-11 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Изучение понятия системно-деятельностно-го подхода и его цели | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-3, ПК-11 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Основные принципы системно-деятельностно-го подхода | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-3, ПК-11 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Технология системно-деятельностного подхода | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-11 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Основные технологии системно-деятельностно-го подхода в эколого-биологическом образовании | Сам. работа | 1 | 12 | ОПК-3, ПК-11 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Реализация эколого-биологического образования в системе деятельностного подхода | ||||||
2.1. | Уроки биологии и экологии в рамках системно-деятельностно-го подхода | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-11 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Этапы урока в рамках системно-деятельностно-го подхода | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-3, ПК-11 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Разработка урока биологии и урока экологии в рамках деятельностно-го подхода | Сам. работа | 1 | 16 | ОПК-3, ПК-11 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Анализ урока и внеурочного занятия по критериям и показателям системно-деятельностно-го подхода | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-11 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Организация внеурочной работы учащихся по биологии и экологии в школе | Сам. работа | 1 | 14 | ОПК-3, ПК-11 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.6. | Разработка внеурочного занятия эколого-биологической направленностив рамках системно-деятельностно-го подхода | Сам. работа | 1 | 16 | ОПК-3, ПК-11 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.7. | Особенности реализации деятельностно-го подхода через систему дополнительно-го образования | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-11 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.8. | Организация природоохран-ной деятельности школьников в учреждениях дополнительно-го образования | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-11 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Эффективность использования деятельностного подхода в эколого-биологическом образовании | ||||||
3.1. | Результаты использования системно-деятельностно-го подхода в эколого-биологическом образовании | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-11 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Значение системно-деятельностно-го подхода в эколого-биологическом образовании | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-11 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Значение уроков биологии в формировании экологического мышления | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-11 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.4. | Роль учреждений дополнительно-го образования в формировании экологической культуры школьников | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-11 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Подведение итогов изучения курса | ||||||
4.1. | Зачет | Зачет | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-11 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Арбузова Е.Н. | МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Под общ. ред. Блинова В. И. | ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Дудина М.Н. | Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям : учебное пособие для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/89C5A71F-385E-4033-9790-8997377D7528. |
Л2.2 | Т.И. Ахмедова, Е.Э. Грибанская, В.Н. Еремин и др. | Организация учебной деятельности студентов : учебно-методическое пособие / Т.И. Ахмедова, Е.Э. Грибанская, В.Н. Еремин и др. ; под ред. М.И. Ивашко, С.В. Никитина, Л.И. Новиковой.: учебно-методическое пособие | М. : Российская академия правосудия, 2011 | Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140471 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Системно-деятельностный подход в школьном и дополнительном эколого-биологическом образовании" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная); Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная); SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная); FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru XnView, http://xnviewload.ru/ 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf DjVu reader, http://djvureader.org/ Putty, https://putty.org.ru/licence.html VLC, http://www.videolan.org/legal.html QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/ | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru); Поисковая система «Google»; Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Освоение дисциплины "Системно-деятельностный подход в школьном и дополнительном эколого-биологическом образовании " предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций; - работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; - выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки. При подготовке к лекции рекомендуется: 1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал; 2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции; 3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая; 4) психологически настроиться на лекцию. Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы. Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю. Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию. В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала. Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается. |