МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по решению школьных задач по биологии и экологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н, профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по решению школьных задач по биологии и экологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение методикой решения школьных задач по биологии и экологии;
формирование умений конструировать различные типы школьных задач по биологии и экологии;
развитие у будущих педагогов школьного и дополнительного биолого-экологического образования профессионального мышления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач
ПК-1 способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные проблемы биологической и экологической наук и образования, их ценностный потенциал для решения профессиональных задач;
межпредметные связи, необходимые для решения школьных задач по биологии и экологии;
типы школьных биологических и экологических задач;
общие способы решения конкретных биологических и экологических задач и эколого-социальных ситуаций;
алгоритмы решения задач базового и повышенного уровня сложности;
способы решения эколого-биологических задач в условиях ОГЭ и ЕГЭ;
способы конструирования школьных эколого-биологических задач.
3.2.Уметь:
3.2.1.решать эколого-биологические задачи, используя различные алгоритмы решения;
устанавливать взаимосвязи между разнообразными явлениями живой и неживой природы, моделировать изучаемые процессы;
делать обобщение и систематизировать полученные знания;
применять знания в новых и измененных ситуациях;
использовать знание различных типов школьных биологических и экологических задач для их конструирования;
применять современные методики и технологии для решения и конструирования школьных биологических и экологических задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования знания современных проблем биологической и экологической наук и образования при решении профессиональных задач;
применения современных методик и технологий для решения различных типов школьных биологических и экологических задач;
применение современных методик и технологий для конструирования различных типов школьных биологических и экологических задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Реализация задачного подхода в обучении школьников биологии и экологии в условиях компетентностной модели образования
1.1. Задачное структурирование образовательного материала по биологии и экологии Сам. работа 2 10 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Типы школьных задач по биологии и экологии Сам. работа 2 10 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Общие подходы к методике решения и технологии конструирования школьных задач по биологии и экологии Сам. работа 2 10 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Опыт решения и конструирования школьных задач по биологии и экологии
2.1. Методика решения школьных задач по ботанике Практические 2 2 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Технология конструирования школьных задач по ботанике Сам. работа 2 10 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Методика решения школьных задач по зоологии Практические 2 2 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.4. Технология конструирования школьных задач по зоологии Сам. работа 2 10 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.5. Методика решения школьных задач по анатомии и физиологии человека Практические 2 2 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.6. Технология конструирования школьных задач по анатомии и физиологии человека Сам. работа 2 10 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.7. Методика решения школьных задач по общей биологии Практические 2 2 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.8. Технология конструирования школьных задач по общей биологии Сам. работа 2 10 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.9. Методика решения школьных задач по экологии Практические 2 2 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.10. Технология конструирования школьных задач по экологии Сам. работа 2 10 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Методика решения школьных биологических и экологических задач высокого уровня сложности
3.1. Методика решения олимпиадных биологических и экологических задач Сам. работа 2 10 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Методика решения задач по биологии и экологии в условиях ОГЭ Практические 2 2 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.3. Методика решения задач по биологии и экологии в условиях ЕГЭ Практические 2 2 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.4. Зачет Зачет 2 4 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Теория и методика обучения биологии: Учебная литература для ВУЗов МПГУ; Издательство «Прометей», 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 2012 // ЭБС «Лань», 2012, 2012 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Умение учителя успешно решать школьные задачи по биологии и экологии - важная предпосылка т.н. "перехода учителя в ученика", когда умения педагога становятся умениями школьников.
Прежде всего будущие учителя должны понять, что учебная задача имеет форму, структуру и содержание. Рассматривая различные типологии школьных задач (терминологические, ситуационные и др.), важно осознать что в основе комплексной типологии школьных эколого-биологических задач лежит принцип их системного конструирования, согласно которому задачи могут быть типологизированы по разным основаниям. Особое внимание следует обратить на решение творческих познавательных задач, задач проблемного характера. В проблемной задаче обнажены противоречия между приведенными утверждениями или между утверждением и известной информацией. Возникающая при этом информационная конфликтность создает стимул для активизации познавательного поиска и вместе с тем определяет предмет и границы этого поиска.
Умение решать школьные эколого-биологические задачи требует от студентов развитого владения основными мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение. Вместе с тем важнейшими характеристиками мышления при этом должны выступать системность, диалектичность, гибкость, варитивность и др.
Основной формой подготовки к семинарским занятиям является самостоятельная работа студента. Эта форма учебной работы предполагает усвоение студентами основных понятий и категорий науки; ознакомление с дискуссионными проблемами; развитие у студентов умения выражать и обосновывать свою позицию по актуальным проблемам изучаемой научной дисциплины. Перед практическим занятием необходимо проработать теоретический материал и уметь быть готовым к промежуточному контролю и к ответу на вопросы. Читать не только обязательную литературу, рекомендуемую к теме, но и дополнительную в соответствии с предложенным перечнем. При подготовке к ответам на вопросы практического занятия уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить. При выполнении индивидуального задания аргументируйте свои предложения и высказывания. При выполнении практической работы внимательно читайте методичку и после получения результатов оформите работу по следующему плану: тема, цель, ход, результаты, выводы. В конце каждой темы отвечать на поставленные вопросы и решать предлагаемые задания.