МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная работа с пожилыми людьми

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02-СР-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Мазайлова Т.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальная работа с пожилыми людьми

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/Д
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/Д
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование теоретических знаний и практических навыков социальной работы с пожилыми людьми, предполагающей социальную помощь и социальное обслуживание с целью улучшения условий их жизнедеятельности посредством развития возможностей самостоятельно обеспечивать основные жизненные потребности путем мобилизации собственных ресурсов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-2 Способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
ПК-3 Способен к реализации деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.психологические и социальные особенности пожилого возраста;характер социальных и психологических трудностей, с которыми сталкиваются граждане пожилого возраста, теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми; способы и методы выявления потребностей клиентов, основы межведомственного взаимодействия при поддержке пожилых клиентов, основные технологии социальной работы с пожилыми людьми; систему организации социальной работы с пожилыми людьми на региональном уровне; ресурсы пожилого человека и его ближайшего окружения
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать роль и место граждан пожилого возраста в обществе; ориентироваться в основных методах социальной работы с пожилыми гражданами; обоснованно выбрать содержание социальной работы с пожилыми людьми цель которого - расширение возможностей пожилых людей самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности; анализировать тенденции развития социальной политики в отношении пожилых людей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа проблем социальной работы с пожилыми людьми; разработки программы организации социальной работы с пожилыми людьми, навыком разработки и реализации технологии ориентированной на активизации собственной позиции клиента в решении проблем

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы социальной работы с пожилыми
1.1. Старость как социальная проблема Практические 4 2 ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Старость как социальная проблема Сам. работа 4 8 ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Теории старения и старости Практические 4 2 ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Теории старения и старости Сам. работа 4 8 ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Старение населения в Российской Федерации: своеобразие, последствия и прогнозирование Практические 4 2 ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Старение населения в Российской Федерации: своеобразие, последствия и прогнозирование Сам. работа 4 8 ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основы орагнизации социальной работы с пожилыми людьми
2.1. Принципы, формы и правовая основа социальной защиты населения старших возрастов Сам. работа 4 10 ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Основные направления социальной работы с лицами пожилого возраста, модели социального обслуживания Лекции 4 1 ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Основные направления социальной работы с лицами пожилого возраста, модели социального обслуживания Сам. работа 4 10 ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Медико–социальная работа с лицами пожилого возраста Сам. работа 4 10 ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Социально-психологическая и социально-педагогическая работа с лицами пожилого возраста и их семьями Практические 4 2 ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Социально-психологическая и социально-педагогическая работа с лицами пожилого возраста и их семьями Сам. работа 4 14 ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Социальная работа с пожилыми людьми за рубежом Лекции 4 1 ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Социальная работа с пожилыми людьми за рубежом Сам. работа 4 6 ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Перспективы развития социальной работы с пожилыми людьми Практические 4 2 ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Субъекты социальной работы с пожилыми людьми на федеральном и региональном уровне Сам. работа 4 10 ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Перспективы развития социальной работы с пожилыми людьми Сам. работа 4 8 ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Адаптация общества к демографическому старению.
2. Адаптация пожилых к пенсионному периоду.
3. Изменения органов и систем в процессе старения.
4. Изменения семейных ролей в старости.
5. Изменения социального статуса пожилых.
6. Использование остаточной трудоспособности пенсионеров по возрасту.
7. Кризис пожилого возраста.
8. Определение и факторы социализации и социально-психологической адаптации в старости.
9. Организация групп самопомощи для пожилых людей.
10. Инновационные методы работы с пожилыми людьми.
11. Особенности общения с пожилыми людьми.
12. Особенности переживания тяжелых потерь и горя в старости.
13. Отечественный опыт социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми.
14. Пожилой человек как субъект возрастных изменений.
15. Проблемы социализации и социально-психологической адаптации в старости.
16. Профессиональное старение.
17. Психологические барьеры в общении.
18. Семья в поздней жизни и пожилой человек в семье.
19. Социальное партнерство в интересах пожилых людей.
20. Социально-психологические аспекты старения.
21. Социально-психологические проблемы «группы пожилых».
22. Стратегии адаптации к старости.
23. Субъекты социальной работы с пожилыми и престарелыми.
24. Тенденции развития социальных служб работающих с пожилыми и престарелыми.
25. Трудовая деятельность и образование пожилых людей.
26. Феномен одиночества пожилых.
27. Социальное обеспечение престарелых граждан.
28. Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста.
29. Обеспечение равных возможностей при получении социальных услуг и их доступности
30. Ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан
31. Приоритет мер по социальной адаптации.
32. Принцип активизации пожилого человека, как основа решения проблем пожилых
33. Социальные факторы эффективной работы с пожилыми людьми
34. Региональная специфика организации работы с пожилыми людьми
35. Специфика социальной работы с пожилыми людьми в учреждениях стационарного типа
36. Социальное старение.
37. Специфика социальной работы с пожилыми на дому.
38. Уход как технология работы с пожилыми людьми.
39. Методы реабилитационного характера в работе с пожилыми людьми.
40. Образование пожилых людей.
Примерные практические задания:
1. Структурируйте основные дефициты пожилых людей
2. Предложите классификацию ресурсов социальной поддержки пожилых людей
3. Выделите базовые мишени социальной работы с пожилыми людьми
4. Предложите модель инфраструктуры социальной поддержки пожилых людей
5. Аргументируйте необходимость стациоонарозамещающих форм социального обслуживания пожилых людей
6. Разработайте е основные требования к кандидатам в замещающие семьи для пожилых людей.
7. Предложите стратегию продвижения стациоонарозамещающих форм социальной работы для пожилых людей
8. Выделите социально-психологические потребности ближайшего окружения в ситуации социального ухода за пожилыми людьми

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Холостова Е.А. Социальная работа с пожилыми людьми: учебник : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Басов Н.Ф. Социальная геронтология: практикум: Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова,, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Нагорнова А.Ю. ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Юрайт. Электронная библиотека, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Чернявская А.Г. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста: М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/018DF6AD-A5C9-4572-B7AD-7C393EBBF6EA.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал социальной работы. Учебники. [Режим доступа: http://www.soc-work.ru/]
Э2 Алтайский край. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/official_docs/]
Э3 Главалтайсоцзащита. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://www.aksp.ru/docs/]
Э4 сайт Федеральной службы госстатистики ttp://www.gks.ru/
Э5 сайт ПЕрвого Московского хосписа www.hospice.ru
Э6 Курс в Moodle "Социальная работа с пожилыми людьми" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Microsoft Power Point, браузеры для работы в Internet
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.