МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Флористика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Сперанская Н.Ю.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Флористика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна, д-р пед. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна, д-р пед. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение методов создания флористических композиций;
овладение навыками организации занятий по флористике в сфере школьного и дополнительного эколого-биологического образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
ПК-2 способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики
ПК-11 готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятийный аппарат учебной дисциплины "Флористика";
основы анализа литературных источников и работы с электронными каталогами растений, определителями, ресурсами Internet;
разновидности материалов, инструментов, приспособлений для изготовления флористической композиции;
особенности создания праздничных и сезонных флористических композиций; основные стили и виды букетов;
методологические основы проектирования и создания флористические объектов;
особенности создания и размещения флористических композиций в жилом и нежилом интерьере.
3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать и создавать флористические объекты, анализировать литературные источники, работать с электронными каталогами растений, определителями, ресурсами Internet;
обрабатывать растительные материалы для создания плоскостной флористической композиции, объёмной интерьерной композиции, каркасного букета;
создавать различные флористические композиции;
организовывать учебные занятия по флористике в сфере школьного и дополнительного эколого-биологического образования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.обоснования выбранного стиля композиции и подбора исходного материала;
анализа литературных источников, работы с электронными каталогами растений, определителями, ресурсами Internet;
выбора стиля композиции исходя из имеющегося материала; навыками подбора материалы и создания собственных композиций;
организации учебных занятий по флористике в системе школьного и дополнительного эколого-биологического образования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы флористики
1.1. Роль направления флористики в системе школьного и дополнительного эколого-биологического образования Практические 2 1 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Флористика в сфере дополнительного образования Сам. работа 2 8 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. История флористики. Стили. Сам. работа 2 2 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Элементы флористики в процессе обучения биологии в школе
2.1. Роль флористики в развитии интеллектуального и общекультурного уровня школьников Практические 2 1 ОК-1, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Роль флористики в развитии интеллектуального и общекультурного уровня школьников Сам. работа 2 8 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Создание композиций на уроках биологии и экологии Практические 2 1 ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Создание композиций на уроках биологии и экологии Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Организация занятий по флористике в системе дополнительного образования детей
3.1. Тенденции в развитии классических и новаторских направлений в области флористики Практические 2 1 ОК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Вегетативный стиль Сам. работа 2 2 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Декоративный стиль Сам. работа 2 2 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Форма-линейный стиль Сам. работа 2 2 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Параллельный стиль Сам. работа 2 2 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Массивный стиль Сам. работа 2 2 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Линейный стиль Сам. работа 2 2 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.8. Смешанный стиль Сам. работа 2 2 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.9. Английский стиль Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.10. Плоскостная флористика Сам. работа 2 2 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.11. Бонсай. Икебана Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.12. Клубная аранжировка. Профессиональная аранжировка Практические 2 1 ОК-1, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.13. Флористические техники. Флористические приспособления Сам. работа 2 2 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.14. Цветочные сочетания во флористических композициях Практические 2 1 ОК-1, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.15. Основные законы и приемы ландшафтного дизайна Сам. работа 2 2 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.16. Композиции из сухоцветов Практические 2 1 ОК-1, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.17. Искусственные цветы Практические 2 1 ОК-1, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.18. Праздничная флористика. свадебная флористика. Новогодние и Рождественские композиции. Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.19. Цветочный этикет. Цветоведение Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.20. Правила закупки и хранения цветов Практические 2 1 ОК-1, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.21. Маркетинг во флористике. Использование Internet ресурсов в продвижении кружка. Практические 2 1 ОК-1, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.22. Зачет 2 4 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Карташова, Н.С. Флористика в теории и правилах : учебное пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Карташова, Н.С. Флористика в истории и традициях: учебное пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017, 2017 : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480124
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Карташова, Н.С. Флористика в практических занятиях: учебно-методическое-пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт для флористов df-floristika.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.