Закреплена за кафедрой | НЕT (реорганизована) 72 |
---|---|
Направление подготовки | 44.04.01. Педагогическое образование |
Профиль | Педагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 58 | 58 | 58 | 58 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НЕT (реорганизована) 72
Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна
1.1. | овладение знаниями о природе, проблемах экологии окружающей среды родного края, формирование навыков использования полученных знаний в педагогической деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06 |
ОПК-1 | готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности |
ПК-4 | готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | сущность эколого-краеведческой работы в системе школьного и допонительного образования детей; знать природу и экологическое состояние Алтайского края; основные методы, приемы и формы организации эколого-краеведческой работы в школьном и дополнительном образовании детей. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать эколого-краеведческий принцип отбора учебного материала в соответствии с ФГОС нового поколения; уметь отбирать и создавать специальное оборудование с целью организации эколого-краеведческих исследований со школьниками. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | включения краеведческого материала в учебно-воспитательные занятия экологической направленности; использования методов, приемов и форм организации эколого-краеведческой работы в школе. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Школьное экологическое краеведение как направление изучения природы родного края. | ||||||
1.1. | Предмет и задачи школьного курса экологического краеведения. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Методология и методы научного исследования в экологическом краеведении. | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Связь экологического краеведения со школьными предметами естественно-научного цикла. | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Особенности экологического краеведения в системе дополнительного образования детей. | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Возможжности экологического краеведения в формировании современной экологической культуры школьников. | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Требования к личности и деятельности педагога экологического краеведения. | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Методика обучения учащихся экологическому краеведению в системе школьного и дополнительного образования. | ||||||
2.1. | Педагогическое целеполагание в структуре школьного курса "Экологическое краеведение" | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Принципы обучения в экологическом краеведении | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Обновление содержания школьного и дополнительного образования в области экологического краеведения на основе компетентностного подхода | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Критерии и принципы отбора содержания школьного и дополнительного образования в области экологическогоо краеведения на основе компетентностного подхода | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
2.5. | Формирование у школьников универсальных учебных действия в процессе обучения экологическому краеведению | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
2.6. | Современные методы и приемы обучения экологического краеведению в школе и учреждении дополнительного образования | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
2.7. | Инновационные образовательные технологии в обучении школьников экологического краеведению | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
2.8. | Методика изучения основных понятий экологического краеведения в системе школьного и дополнительного экологического образования | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
2.9. | Зачет | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | И.А. Уткина, А.А. Бетехтина | Ботаническое ресурсоведение: Учебное пособие | Уральского университета, 2011 | biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239875 |
Л2.2 | Б. Н. Лузгин | Историческая экология: учеб. пособие для магистрантов и студентов геогр. и ист. фак. вузов | Изд-во АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система "Юрайт" | www.biblio-online.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная); Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная); SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная); FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru XnView, http://xnviewload.ru/ 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf DjVu reader, http://djvureader.org/ Putty, https://putty.org.ru/licence.html VLC, http://www.videolan.org/legal.html QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/ | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru); Поисковая система «Google». |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций; - работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; - выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки. При подготовке к лекции рекомендуется: 1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал; 2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции; 3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая; 4) психологически настроиться на лекцию. Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы. Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю. Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию. |