МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологическое краеведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д. биол. наук, профессор, Мацюра А.В.

Рецензент(ы):
д. биол. наук, профессор, Терехина Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Экологическое краеведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение знаниями о природе, проблемах экологии окружающей среды родного края, формирование навыков использования полученных знаний в педагогической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности
ПК-4 готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность эколого-краеведческой работы в системе школьного и допонительного образования детей;
знать природу и экологическое состояние Алтайского края;
основные методы, приемы и формы организации эколого-краеведческой работы в школьном и дополнительном образовании детей.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать эколого-краеведческий принцип отбора учебного материала в соответствии с ФГОС нового поколения;
уметь отбирать и создавать специальное оборудование с целью организации эколого-краеведческих исследований со школьниками.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.включения краеведческого материала в учебно-воспитательные занятия экологической направленности;
использования методов, приемов и форм организации эколого-краеведческой работы в школе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Школьное экологическое краеведение как направление изучения природы родного края.
1.1. Предмет и задачи школьного курса экологического краеведения. Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
1.2. Методология и методы научного исследования в экологическом краеведении. Практические 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
1.3. Связь экологического краеведения со школьными предметами естественно-научного цикла. Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
1.4. Особенности экологического краеведения в системе дополнительного образования детей. Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
1.5. Возможжности экологического краеведения в формировании современной экологической культуры школьников. Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
1.6. Требования к личности и деятельности педагога экологического краеведения. Практические 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Методика обучения учащихся экологическому краеведению в системе школьного и дополнительного образования.
2.1. Педагогическое целеполагание в структуре школьного курса "Экологическое краеведение" Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
2.2. Принципы обучения в экологическом краеведении Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
2.3. Обновление содержания школьного и дополнительного образования в области экологического краеведения на основе компетентностного подхода Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
2.4. Критерии и принципы отбора содержания школьного и дополнительного образования в области экологическогоо краеведения на основе компетентностного подхода Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
2.5. Формирование у школьников универсальных учебных действия в процессе обучения экологическому краеведению Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
2.6. Современные методы и приемы обучения экологического краеведению в школе и учреждении дополнительного образования Практические 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
2.7. Инновационные образовательные технологии в обучении школьников экологического краеведению Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
2.8. Методика изучения основных понятий экологического краеведения в системе школьного и дополнительного экологического образования Практические 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
2.9. Зачет 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.А. Уткина, А.А. Бетехтина Ботаническое ресурсоведение: Учебное пособие Уральского университета, 2011 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239875
Л2.2 Б. Н. Лузгин Историческая экология: учеб. пособие для магистрантов и студентов геогр. и ист. фак. вузов Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/


6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.