МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная ориентация учащихся в системе дополнительного эколого-биологического образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд. биол. наук, доцент, Шапетько Елена Васильевна

Рецензент(ы):
канд. пед. наук, начальник управления рекрутинга абитуриентов, Гончарова Елена Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная ориентация учащихся в системе дополнительного эколого-биологического образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование профессиональных компетенций, включающих способности к созданию в системе дополнительного эколого-биологического образования условий для развития профессионально-ориентированной, самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к профессиональной адаптации и самореализации в обществе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности
ПК-4 готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- особенности формального и неформального общения в процессе профессиональной коммуникации;
- принципы конструктивного речевого общения;
- методы установления отношений с различными субъектами, вовлеченными в процесс профессиональной ориентации учащихся в системе дополнительного эколого-биологического образования;
- методики, технологии и приемы обучения в профориентационной работе школьников, методы анализа результатов процесса их использования в учреждениях дополнительного эколого-биологического образования.
3.2.Уметь:
3.2.1.- планировать и организовывать коммуникативный процесс в организации профориентационной работы со школьниками в системе дополнительного эколого-биологического образования;
- определять типы, виды, формы и модели коммуникации в профориентационной работе со школьниками в системе дополнительного эколого-биологического образования;
- анализировать результаты используемых методик, технологий и приемов обучения в процессе профориентации учащихся в дополнительном эколого-биологическом образовании.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- использования знаний о проблемах коммуникаций в организации профориентационной работы с учащимися в учреждении дополнительного эколого-биологического образования
- речевого общения в профессиональной сфере учреждение дополнительного эколого-биологического образования;
- взаимодействия с различными структурами, вовлеченными в процессе профессиональной ориентации учащихся в дополнительном эколого-биологическом образовании
- применения методик, технологий и приемов обучения в профориентационной работе со школьниками, анализа результатов процесса их использования в учреждении дополнительного эколого-биологического образования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особености профессиональной ориентации учащихся в системе дополнительного эколого-биологического образования
1.1. Дополнительное эколого-биологическое образование как фактор профессионального самоопределения Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Дополнительное эколого-биологическое образование как фактор профессионального самоопределения Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Сущность и компоненты профессиональной ориентации школьников в системе дополнительного эколого-биологического образования Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.4. Цель, задачи и принципы процесса профессиональной ориентации учащихся в дополнительном эколого-биологическом образовании Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.5. Направления профессиональной ориентации школьников в учреждениях дополнительного эколого-биологического образования Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.6. Возможности объединений эколого-биологической направленности в подготовке школьников к осознанному выбору профессии Практические 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.7. Возможности объединений эколого-биологической направленности в подготовке школьников к осознанному выбору профессии Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Организация системы профессиональной ориентации учащихся в учреждениях дополнительного эколого-биологического образования
2.1. Проектирование и реализация профессионально-ориентированных программ как личностно-развивающей системы в учреждении дополнительного эколого-биологического образования Практические 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.2. Проектирование и реализация профессионально-ориентированных программ как личностно-развивающей системы в учреждении дополнительного эколого-биологического образования Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.3. Содержание образовательной деятельности педагога дополнительного эколого-биологического образования в контексте профессиональной ориентации учащихся Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.4. Внедрение комплекса образовательных технологий в профессиональной ориентации учащихся дополнительного эколого-биологического образования Практические 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.5. Внедрение комплекса образовательных технологий в профессиональной ориентации учащихся дополнительного эколого-биологического образования Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.6. Технология организации профессиональных проб в системе дополнительного эколого-биологического образования Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Условия успешной профессиональной ориентации школьников в системе дополнительного эколого-биологического образования
3.1. Реализация компетентностного подхода в условия профориентационной модели в системе дополнительного эколого-биологического образования Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.2. Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута школьника в системе профессиональной ориентации учреждения дополнительного эколого-биологического образования Практические 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.3. Личностно-ориентированный характер профессиональной ориентации учащихся в дополнительно эколого-биологическом образовании Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.4. Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута школьника в системе профессиональной ориентации учреждения дополнительного эколого-биологического образования Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.5. Инновационные формы сетевого взаимодействия учреждений основного и дополнительного эколого-биологического образования в профессиональной ориентации учащихся Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.6. Учет возрастных особенностей школьников в профориентационной работе педагога дополнительного эколого-биологического образования Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.7. Механизмы включения системы дополнительного эколого-биологического образования в профориентационную работу общеобразовательных школ Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.8. Зачет Зачет 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.Н. Измайлова, Э.Г. Касимова Компетентностный подход в образовании : учебное пособие Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445137
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 сост.: Я. К. Смирнова, Л. Д. Демина Введение в профессию: учеб. пособие АлтГУ, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3509
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/


6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Одна из главных задач в овладении курсом будущими педагогами состоит в осмыслении возможностей системы дополнительного эколого-биологического образования для профессиональной ориентации школьников. Поэтому прежде всего очень важно знать специфику учреждения дополнительного образования в подготовке детей и подростков к осмысленному выбору профессии, которая и определяет особенности организации профориентационной работы с учащимися в дополнительном эколого-биологическом образовании. С другой стороны, необходимо определить спектр возможных профессий эколого-биологической направленности, выбор которых могут осуществить школьники.
Студентам потребуется актуализировать знания из курса педагогики о сущности профессиональной ориентации учащихся, её структуре, функциях педагога в развитии данного направления. Такого рода знания станут основой для конкретизации общих представлений о профессиональной ориентации школьников с учетом специфики дополнительного эколого-биологического образования. В этом случае также помогут уже имеющиеся у студентов знания из курса педагогики дополнительного образования детей.
Ключевая задача заключается в том, чтобы овладеть способностью создавать условия для успешного выбора школьниками профессии. А для этого потребуется в первую очередь сформировать умения проектирования и реализации дополнительных программ, участвуя в которых школьники готовились бы к осознанному выбору профессии эколого-биологической направленности. Необходимо также будущему педагогу овладеть содержанием образовательной деятельности в контексте профессиональной ориентации учащихся; изучение потребностей и склонностей воспитанников; глубокое эмпатическое понимание и принятие личностных смыслов, создание условий для самореализации в контексте продуктивного учения,
оказание необходимой помощи и поддержки в выборе будущей профессиональной деятельности воспитанниками. Предстоит овладеть так же технологиями, с помощью которых можно успешно осуществлять профессиональную ориентацию в учреждении дополнительного эколого-биологического образования. Особого внимания потребует овладение технологией организации профессиональных проб, которые в максимальной степени стимулируют субъектную позицию личности ребенка в выборе профессии.