Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.03. Антропология и этнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 16 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_03_АиЭ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | 2 (3) | 2 (4) | 3 (5) | 3 (6) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16 | 20 | 15 | 22 | 16 | 22 | 16 | 15 | ||||||||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 | 16 | 16 | 18 | 18 | 12 | 12 | 18 | 18 | 12 | 12 | 6 | 6 | 118 | 118 |
Сам. работа | 54 | 54 | 126 | 126 | 20 | 20 | 54 | 54 | 24 | 24 | 54 | 54 | 96 | 96 | 30 | 30 | 458 | 458 |
Итого | 72 | 72 | 144 | 144 | 36 | 36 | 72 | 72 | 36 | 36 | 72 | 72 | 108 | 108 | 36 | 36 | 576 | 576 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. А.А. Тишкин
1.1. | Целью курса является выбор и освоение направления учебно-исследовательской работы в области археологии и этнологии. Соответственно к задачами такого рода занятий относится: 1. Выбор и формулировка темы исследования и составление перспективного плана работы, 2. Научиться оформлять письменную научную работу и библиографический список (курсовая работа, тезисы доклада, научная статьяи др.), 3. Получить навыки подготовки устного публичного исследовательского выступления (доклада) и выступления с ним. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-3 | владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь |
ОПК-7 | способностью получать информацию, анализировать ее, генерировать и использовать новые идеи |
ПК-3 | способностью использовать базовые знания в области источниковедения, историографии и методов исторического исследования |
ПК-7 | готовностью к составлению обзоров, рефератов, аннотаций и библиографии по тематике проводимых исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - историю становления и особенности археологии как научной дисциплины; - особенности тематической типологии и классификации массовых коллекций артефактов; - типологию объектов древнего исторического наследия в эволюционной динамике. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - логично представлять освоенное знание в различных формах; – подготовить устное публичное выступление (доклад) и выступления с ним; – грамотно оформить собственные выводы и заключения по теме исследования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - способностью подготовки и оформления устной и письменной исследовательской работы; - понятийным аппаратом археологии и охраны объектов культурного и природного наследия. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Выбор темы учебно-исследовательской работы | ||||||
1.1. | Формулировка темы. Определение этапов работы студентов над темой по семестрам. | Практические | 1 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Работа над первым этапам исследования темы в рамках НИР. | Практические | 1 | 5 | Л1.1, Л2.1 | |
1.3. | Определение круга источников и их анализ | Практические | 1 | 5 | Л1.1, Л2.1 | |
1.4. | Дискуссии, защита авторских выводов | Практические | 1 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
1.5. | Работа с источниками (литературные, памятники, музейные коллекции, архивные материалы) | Сам. работа | 1 | 30 | Л1.1, Л2.1 | |
1.6. | Изучение основной литературы по теме | Сам. работа | 1 | 24 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 2. Выбор темы НИР. Работа студентов над утвержденными темами. | ||||||
2.1. | Формулировка темы. Определение этапов работы студентов над темой по семестрам. | Практические | 2 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
2.2. | Работа над первым этапам исследования темы в рамках НИР. | Практические | 2 | 6 | Л1.1, Л2.1 | |
2.3. | Определение круга источников и их анализ | Практические | 2 | 6 | Л1.1, Л2.1 | |
2.4. | Дискуссии, защита авторских выводов | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.5. | Изучение основной литературы по теме | Сам. работа | 2 | 126 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 3. Выбор темы НИР. Работа студентов над утвержденными темами. | ||||||
3.1. | Формулировка темы. Определение этапов работы студентов над темой по семестрам. | Практические | 3 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
3.2. | Работа над первым этапам исследования темы в рамках НИР. | Практические | 3 | 5 | Л1.1, Л2.1 | |
3.3. | Определение круга источников и их анализ | Практические | 3 | 5 | Л1.1, Л2.1 | |
3.4. | Дискуссии, защита авторских выводов | Практические | 3 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
3.5. | Работа с источниками (литературные, памятники, музейные коллекции, архивные материалы) | Сам. работа | 3 | 10 | Л1.1, Л2.1 | |
3.6. | Изучение основной литературы по теме | Сам. работа | 3 | 10 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 4. Выбор темы НИР. Работа студентов над утвержденными темами. | ||||||
4.1. | Формулировка темы. Определение этапов работы студентов над темой по семестрам. | Практические | 4 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
4.2. | Работа над первым этапам исследования темы в рамках НИР. | Практические | 4 | 6 | Л1.1, Л2.1 | |
4.3. | Определение круга источников и их анализ | Практические | 4 | 6 | Л1.1, Л2.1 | |
4.4. | Дискуссии, защита авторских выводов | Практические | 4 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
4.5. | Изучение основной литературы по теме | Сам. работа | 4 | 30 | Л1.1, Л2.1 | |
4.6. | Работа с источниками (литературные, памятники, музейные коллекции, архивные материалы) | Сам. работа | 4 | 24 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 5. Выбор темы НИР. Работа студентов над утвержденными темами. | ||||||
5.1. | Формулировка темы. Определение этапов работы студентов над темой по семестрам. | Практические | 5 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
5.2. | Работа над первым этапам исследования темы в рамках НИР. | Практические | 5 | 3 | Л1.1, Л2.1 | |
5.3. | Определение круга источников и их анализ | Практические | 5 | 3 | Л1.1, Л2.1 | |
5.4. | Дискуссии, защита авторских выводов | Практические | 5 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
5.5. | Изучение основной литературы по теме | Сам. работа | 5 | 14 | Л1.1, Л2.1 | |
5.6. | Работа с источниками (литературные, памятники, музейные коллекции, архивные материалы) | Сам. работа | 5 | 10 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 6. Выбор темы НИР. Работа студентов над утвержденными темами. | ||||||
6.1. | Формулировка темы. Определение этапов работы студентов над темой по семестрам. | Практические | 6 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
6.2. | Работа над первым этапам исследования темы в рамках НИР. | Практические | 6 | 6 | Л1.1, Л2.1 | |
6.3. | Определение круга источников и их анализ | Практические | 6 | 6 | Л1.1, Л2.1 | |
6.4. | Дискуссии, защита авторских выводов | Практические | 6 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
6.5. | Изучение основной литературы по теме | Сам. работа | 6 | 20 | Л1.1, Л2.1 | |
6.6. | Работа с источниками (литературные, памятники, музейные коллекции, архивные материалы) | Сам. работа | 6 | 34 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 7. Выбор темы НИР. Работа студентов над утвержденными темами. | ||||||
7.1. | Формулировка темы. Определение этапов работы студентов над темой по семестрам. | Практические | 7 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
7.2. | Работа над первым этапам исследования темы в рамках НИР. | Практические | 7 | 3 | Л1.1, Л2.1 | |
7.3. | Определение круга источников и их анализ | Практические | 7 | 3 | Л1.1, Л2.1 | |
7.4. | Дискуссии, защита авторских выводов | Практические | 7 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
7.5. | Изучение основной литературы по теме | Сам. работа | 7 | 40 | Л1.1, Л2.1 | |
7.6. | Работа с источниками (литературные, памятники, музейные коллекции, архивные материалы) | Сам. работа | 7 | 56 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 8. Выбор темы НИР. Работа студентов над утвержденными темами. | ||||||
8.1. | Формулировка темы. Определение этапов работы студентов над темой по семестрам. | Практические | 8 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
8.2. | Работа над первым этапам исследования темы в рамках НИР. | Практические | 8 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
8.3. | Определение круга источников и их анализ | Практические | 8 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
8.4. | Дискуссии, защита авторских выводов | Практические | 8 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
8.5. | Изучение основной литературы по теме | Сам. работа | 8 | 10 | Л1.1, Л2.1 | |
8.6. | Работа с источниками (литературные, памятники, музейные коллекции, архивные материалы) | Сам. работа | 8 | 20 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Доклад-презентация по сквозной теме «Цели, задачи и методы тематической исследовательской работе». Подготавливается индивидуально каждым студентом и соответствует направлению его НИР. Участие в апрельской ежегодной студенческой научно-практической конференции. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Каждый студент в заверении курса НИС-3 подготавливает и защищает на мини конференции итоговый доклад, соответствующий тематики его курсового проекта.Все темы НИР студентов определяются научными руководителиями индивидуально в общем тематической направлении НИС-3. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ 1. История этнографических исследований на Алтае 2. Формирование этнографических коллекций АГКМ 3. История этнографического изучения населения Юга Западной Сибири. 4. Особенности традиционной материальной культуры коренного населения Алтая. 5. Основные черты традиционных религий коренного населения Южной Сибири. 6. Современная праздничная культура национальных и этнических групп Алтайского края. 7. Основные черты материальной и духовной культуры групп восточно-славянского населения Алтая. 8. Формирование сети этнографических музеев в России. 9. Сохранение культурного наследия в этнографических музеях под открытым небом. 10. Этнографическое наследие в зарубежных и российских скансенах. 11. Палеоэкономические реконструкции в археологи 12. Основные черты материальной и духовной культуры населения Алтая в эпоху бронзы 13. Кочевые империи в истории народов Алтая 14. Палеосоциальные реконструкци в археологии |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Приложение. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под ред. В. А. Козьмина, В. С. Бузина | Этнология (этнография): учебник для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кимеева, Т.И. | Основы консервации и реставрации археологических и этнографических музейных предметов: Учебное пособие | КемГУКИ, 2009 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Институт наследия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.heritage-institute.ru | www.heritage-institute.ru | ||
Э2 | Научно-исследовательский семинар | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Российская музейная энциклопедия (http://www.museum.ru/RME/dictionary.asp?40) Музеи России на портале Культура России (http://www.culture.ru/museums) LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/) Официальные сайты Российских музеев Электронная библиотека Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Поисковая система «Google» |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
16бМ | лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: микро-РФА спектрометр с функцией сканирования предназначен для экспресс-анализа элементного состава археологических объектов от Na(11) до U(92); передвижной рентгенографический комплекс ПРДУ-02; электронный тахеометр Nikon Nivo 5.C – 3 шт. |
16аМ | лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: муфельная печь SNOL 3/1100; шкаф вытяжной для муфельных печей ЛАБ-800 ШВп; электронный микроскоп МБC-10 – 3 шт.; микроскоп стереоскопический для лабораторных исследований Stemi 2000C с принадлежностями; геофизическое оборудование – система градиентометра 4 канала на базе FOERSTER FEREX 4.032 DLG GPS |
112Д | фондохранилище музея археологии и этнографии алтая - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи с музейными коллекциями; топографическая опись |
112Д | музей археологии и этнографии алтая АлтГУ - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 4 посадочных места; доска меловая 1 шт.; фонды; архив; экспозиционные материалы |
112Д | кабинет антропологии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 5 посадочных мест; стеллажи с учебно-наглядными пособиями и оборудованием; микроскоп МБС-12; негатоскоп; антрометрические инструменты; палеоантропологические материалы; библиотека специальной учебной и научной литературы; электронная библиотека англоязычных статей соответствующей тематики из журналов |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебно-методический комплекс дисциплины включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. Представлены лекционные материалы, методические материалы для студентов, включающие планы семинаров и материалы для подготовки к ним, темы рефератов и курсовых работ, перечень контрольных вопросов к экзамену, основную и дополнительную литературу. Темы пронумерованы и представлены в соответствующих разделах. Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход между ними осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы по разделам курса. Максимальное количество баллов за лекции - 50. Семинары (практические занятия) выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в рамках тем семинаров на занятиях. Максимальное количество баллов за практические задания - 50 баллов. К устному экзамену допускаются студенты, которые выполнили все практические задания семинаров и ответили на половину контрольных вопросов из лекционных тем. Оценка выставляется по результатам полного освоения курса на экзамене. Студенты набравшие от 85 до 100 баллов получают оценку "отлично". Студенты набравшие от 70 до 84 баллов получают оценку "хорошо". Студенты набравшие от 50 до 69 баллов получают оценку "удовлетворительно". Студенты набравшие 49 баллов и менее получают оценку "неудовлетворительно". Критерии оценки Лекции 50 Изучены лекционные материалы, даны правильные ответы на контрольные вопросы. Практические задания 50 Сделаны доклады, выступления и дополнения по темам семинарских занятий. Итого 100 баллов |