МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культурология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей социологии
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., зам. декана, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Культурология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №8)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей социологии

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей социологии

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются: введение в культурологию как в познавательную систему, в интеллектуальную тенденцию осмысления социальных процессов, в специфический комплекс понятийно-категориального мышления; введение в основы культурологического понимания и переживания действительности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.актуальные проблемы исследований в области социокультурной динамики
3.2.Уметь:
3.2.1.толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения методов социологии в исследованиях социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Культурология"
1.1. Общие представления о культуре. Лекции 1 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Общие представления о культуре. Сам. работа 1 12 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Научный статус культурологии Лекции 1 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Научный статус культурологии Практические 1 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Научный статус культурологии Сам. работа 1 10 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Структура культуры Сам. работа 1 10 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Функции культуры Практические 1 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Функции культуры Сам. работа 1 10 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Культурные ценности Сам. работа 1 12 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Культурные ценности Практические 1 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Культурные нормы Сам. работа 1 10 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Типология культур Сам. работа 1 10 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. Динамика культуры Сам. работа 1 10 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.14. Культура и личность. Культура и общество Сам. работа 1 10 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.15. Зачет 1 4 ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы:
1. Человек как главная составляющая культуры. «Проблема человека». Антропоцентристское начало в представлениях о культуре.
2. Эволюция мировоззренческих представлений о культуре.
3. Многообразие представлений о культуре, их систематизация. Понятие культуры, ее системные характеристики.
4. Понятие культурогенеза. Общая характеристика первобытной культуры. Периодизация культурного развития: различные подходы.
5. Методологические основания культурологического знания.
6. Системный подход в исследовании культуры. Основы социокультурной теория П. Сорокина
7. Научный статус культурологии.
8. Место культурологии в социогуманитарном знании. Культурология и социология.
9. Функции культуры, их общая характеристика.
10. Особенности функционального направления в изучении культуры.
11. Культура и цивилизация: общее и различное.
12. Культурные пережитки, их специфические черты и свойства. Особенности пережитков в современной культуре.
13. Культура как система коммуникаций.
14. Уровни и механизм взаимодействия культур.
15. Принципы межкультурного общения и взаимопонимания.
16. Специфика материальной культуры человечества. Роль материальной культуры в цивилизациогенезе.
17. Особенности духовной культуры. Духовная жизнь человека.
18. Культурные нормы, их основные функции. Социальная сущность культурных норм.
19. Основные виды культурных норм, их классификации.
20. Нормативная система культуры. Понятия кризиса, застоя культуры и культурной аномии.
21. Культурные ценности.
22. Ценности и ценностные ориентации. Социокультурный механизм действия ценностей.
23. Классификация ценностей. Соотношение культурных ценностей и культурных норм.
24. Основные формы распространения культуры, принципы их возникновения и развития.
25. Главные процессы динамики культуры, их характеристика. Культурная динамика и статика.
26. Диалог и полилог культур. Глобализация культуры.
27. Многообразие типологий культур. Относительность деления культуры на духовную и материальную культуру.
28. Отрасли культуры, виды, формы и типы культуры.
29. Культура и личность. Современная проблема маргинализации культуры.
30. Культура в жизни общества: социокультурная регуляция и деструкция.
31. Консолидация общества и культурная локализация.
32. Экологические проблемы и культура.
33. Культурные ипостаси социализации личности. Социализация и инкультурация.
34. Современная массовая культура: источники ее появления и развития.
35. Культура и эстетическая деятельность человека. Культура, искусство и художественное творчество.
36. Современная культурная политика: общая характеристика.
37. Культура и религия. Типы мировых религий.
38. Новые технологии и культура. Культура и техника.
39. Постмодернизм в культуре.
40. Мировая, национальная и региональная культура.
Типовые практические задания:
1. Приведите два примера социокультурной деструкции, охарактеризуйте один из них.
2. Проследите на одном и том же примере его нахождение в условиях культурной динамики и статики.
3. Опишите через категории культурологии фрагмент культурной реальности или тип культуры. Например, специфика молодежной культуры может быть описана через следующие категории: культурные коды, вербальные стереотипы (сленг, стеб – культура). Интерпретация, символы, ритуалы, коды управления и др.
4. Представьте на лекции или семинаре свою любимую книгу по философии, культурологии, этике, эстетике. Это может быть альбом по искусству или альбом своих оригинальных фотографий (природы, семьи, друзей). Пластинку или диск с любимыми музыкальными произведениями.
5. Сформулируйте основной принцип социодинамики культуры
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Культурология (для бакалавров). [Электронный ресурс] : учеб. — Электрон. дан. : М. : КноРус, 2014 Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/53356 — Загл. с экрана.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Флиер, А.Я. Культурология для культурологов. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. : М. : "Согласие", 2015 Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/75590 — Загл. с экрана.
Л2.2 Селезнев, П.С. Культурология. Теория и практика. [Электронный ресурс] : учеб. / П.С. Селезнев, Р.П. Трофимова. — Электрон. дан: М. : Проспект, 2014 Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/54777 — Загл. с экрана.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Культурология" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2844
Э2 www.humanities.edu.ru/db/msg/
Э3 www.i-u.ru/biblio/archive/pochepcov
Э4 www.soc.pu.ru
Э5 www.dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/30321
Э6 www.socioline.ru/node/842
Э7 www.flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточняа аттестация
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.