МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и актуальные проблемы социального познания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СУ-1-2019
Часов по учебному плану 68
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 1
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 8
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 1 1 1 1
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 68 68 68 68

Программу составил(и):
д.ф.н., зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., зам. декана, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Методология и актуальные проблемы социального познания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Выяснить структуру социологического знания;
2. Описать методологию социологического знания;
3. Научить формировать методологию исследования для выполнения ВКР.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные (теоретические и прикладные) методы социологических исследований социальных явлений и процессов,
специфику обобщения направлений современной социологической теории, методологии и методам социальных наук
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать научные теории, концепции, подходы и социальные технологии для изучения управленческих процессов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками прогнозирования социальных явлений и процессов и выработки путей решения социально значимых проблем, в том числе связанных с системой управления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Предметно-методологическая специфика социального знания. Лекции 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Предметно-методологическая специфика социального знания. Практические 4 10 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Полипарадигмальность и монизм современного социального знания. Лекции 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения Практические 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Основные тенденции развития современного социального знания. Лекции 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Основные тенденции развития современного социального знания. Практические 4 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Основные тенденции развития современного социального знания. Сам. работа 4 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Глобальное, национальное и региональное в современных социальных науках. Практические 4 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Экзамен 4 27 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Консультации

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы:
1. Понятие метода и методологии. Классификация методов в современной науке.
2. Особенности субъект-объектных отношений в социальном познании.
3. Предметно-методологические особенности социального познания.
4. Эмпирические и теоретические методы научного познания, их специфика в науках о человеке и обществе.
5. Отрасли современной науки, связь между ними.
6. Уровни и формы организации научного знания. Этапы научного поиска.
7. Роль описания, объяснения и предсказания в социальном познании.
8. Основные аспекты интерпретации и понимания в методологии социологической науки.
9. Проблема понимания, значения и смысла как центральная методологическая проблема гуманитарного познания. Трактовки социального смысла в социологии.
10. Соотношение социологического реализма и номинализма как проблема методологии.
11.Теория и концепция как формы организации научного знания.
12.Типы научности: их социокультурная детерминация, связь с научными картинами мира.
13. Формирование принципов классического естествознания в Новое время.
14. Трактовка закона в классической науке. Жесткий детерминизм.
15.Классический тип научности в социологии: общая характеристика, связь с позитивизмом.
16. «Варианты» реализации классического типа научности в социологии: физикализм, биологизаторство, социологизм.
17. Принципы позитивной науки по О. Конту.
18.Законы социальной эволюции в концепции Г. Спенсера.
19. Социологизм Э. Дюркгейма, его роль в развитии классической социологии.
20. Соотношение классических и неклассических элементов в социологии марксизма.
21.Социокультурные и естественнонаучные предпосылки возникновения неклассической социологии на рубеже ХIХ-ХХ веков.
22. Особенности неклассического типа научности. Релятивизм.
23. Понимающая социология М. Вебера как концепция неклассической науки.
24. Метод «отнесения к ценности» и принцип отказа от оценочных суждений как методологическая проблема неклассической социологии.
25. Неклассический характер «социологии жизни» Г. Зиммеля. Антиредукционизм.
26. «Человекоцентризм» как принцип неклассической социологии.
27. Виталистская социология, ее теоретико-методологические возможности.
28. Возникновение постнеклассического типа научности в 50-е - 60-е годы XX века.
29 Специфика постнеклассической трактовки бытия и форм его освоения человеком.
30. Связь и взаимные переходы неклассической и постнеклассической методологии в социологической науке.
31. Полипарадигмальность и монизм современного социального знания: состояние и перспективы развития.
32. Возможности метапарадигмального диалога и синтеза в современной социологии.
33. Тенденции развития социального познания в XX - начале XXI веков.
34. Влияние общеметодологических установок на организацию и проведение конкретных социологических исследований.
Типовые практические задания:
1. Приведите примеры форм достоверного, объективного знания, получаемых на эмпирическом уровне научного познания?
2. Заполните таблицу, используя по 2 примера в каждый столбец:
Отрасль гуманитарной науки Отрасль социальной науки Отрасль социогуманитарной науки

3. В каждом социальном институте (в том числе в науке) Р. Мертон выделял «жесткое ядро» и изменчивую сферу мотивации. Приведите пример современного социального института и покажите, что в нем является «жестким ядром», а что изменчивой сферой мотивации.
4. Составьте план предполагаемого социологического исследования на тему: «Управленческие практики как ресурс и барьер развития городских проектов».
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко С. А. СОЦИОЛОГИЯ В 2 Т. Т.2. НОВЫЕ И НОВЕЙШИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/bcode/396720
Л1.2 Кравченко С. А. СОЦИОЛОГИЯ В 2 Т. Т.1. КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г. В. Осипов, Ф. Э. Шереги Социология науки и образования. Интеграция университетской науки и производства : учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018. www.biblio-online.ru/book/A186F61D-D328-4BE7-A88C-AF48480F5284
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 e.lanbook.com
Э2 e.lanbook.com
Э3 e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Промежуточняа аттестация
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.