МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Модернизм и постмодернизм в культуре

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-5-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Воронина С.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Модернизм и постмодернизм в культуре

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.способствовать получению студентами социологического представления о модернизме и постмодернизме в культуре.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.13

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. актуальные проблемы исследований в области социокультурной динамики

3.2.Уметь:
3.2.1.соотнести проблемы культурного развития с развитием общества

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения методов социологии в исследованиях социальных смыслов современной культуры


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Модернизм и постмодернизм в культуре"
1.1. Кризис культуры ХХ века и пути его преодоления. Лекции 5 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Кризис культуры ХХ века и пути его преодоления. Практические 5 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Кризис культуры ХХ века и пути его преодоления. Сам. работа 5 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Мировоззренческие основания модернизма и постмодернизма в культуре. Лекции 5 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Мировоззренческие основания модернизма и постмодернизма в культуре. Практические 5 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Мировоззренческие основания модернизма в культуре. Сам. работа 5 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Многообразие видов и форм и постмодернистской модернистской культурыв социуме Лекции 5 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Многообразие видов и форм и постмодернистской модернистской культурыв социуме Практические 5 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Многообразие видов и форм модернистской культуры. Сам. работа 5 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Модернизм и культурная традиция. Лекции 5 0 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Модернизм и культурная традиция. Практические 5 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Модернизм и культурная традиция. Сам. работа 5 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Концепция личности в культуре модернизма. Практические 5 0 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Концепция личности в культуре модернизма. Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Концепция личности в культуре модернизма и постмодернизма. Сам. работа 5 14 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.16. Жизнепроектирующие стратегии модернизма в культуре ХХ века. Лекции 5 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.17. Жизнепроектирующие стратегии модернизма в культуре ХХ века. Сам. работа 5 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Соотношение явлений модернизма и постмодернизма в культуре: общая характеристика.
2. Когнитивная система русского модернизма.
3. Понятие модернизма в культуре. Теоретические и методологические истоки появления нового культурного феномена.
4. Критика модернизма в отечественной литературно-эстетической традиции.
5. Социокультурные разрывы эпохи ХХ века и модернизм.
6. Основания философии русского модернизма.
7. Ценностно-смысловые доминанты модернизма.
8. Русский модернизм и общественно-политические проблемы эпохи.
9. Модернизм и декаданс.
10. Русский формализм.
11. Основные направления русского модернизма.
12. Общая характеристика зарубежного модернизма.
13. Дадаизм и сюрреализм.
14. «Новая вещественность» и риджионализм.
15. Поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство.
16. Гиперреализм.
17. Многообразие трактовок постмодернизма в культуре.
18. Постмодернизм и массовая культура.
19. Постмодернизм как культурная парадигма современности.
20. Философия и постмодернистская социология.
21. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии?
22. Постмодерн и христианство.
23. Архетипы первобытной культуры в пространстве постмодернизма.
Практические задания.
1. Проанализируйте работу Ж.-Ф. Лиотара «Состояние постмодерна».
2. Покажите в чем сложность определения метафоры в философии постмодернизма.
3. Смоделируйте социальный факт в ситуации постмодерна.
4. Охарактеризуйте основные положения работы Н. Ивановой «Преодолевшие постмодернизм».
5. Охарактеризуйте основные положения работы Б. Гройса «Утопия и обмен».
6. Покажите связь футуризма эгофутуризма, кубофутуризма.
7. Покажите связь импрессионизма и экспрессионизма.
8. Покажите связь русского и зарубежного символизма.
9. Покажите связь абстракционизма, примитивизма.
10. Охарактеризуйте основные положения работ французских постмодернисты.
11. Охарактеризуйте основные положения работ Понятие симулякра в постмодернистов.
12. Охарактеризуйте русский акмеизм.
13. Охарактеризуйте музыкальное модернистское творчество.
14. Охарактеризуйте основные положения работ культуры Серебряного века и модернизм.
15. Охарактеризуйте основные положения работ Советская культура и модернизм.
16. Охарактеризуйте основные положения работ Модернистская концепция Ф. Маринетти.
17. Покажите связь экзистенциализма и модернизма.
18. Покажите связь психоанализа и модернизма.
19. Сформулируйте основные положения эстетики русского модернизма.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеются


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. С. Мамонтов, П. В. Морослин, С. П. Мамонтов, Н. Ю. Григорьевя Культурология: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 biblio-online.ru
Л1.2 Ионин Л. Г. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Садохин А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие М.: Юнити-Дана, , 2015. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» http://e.lanbook.com ЭБС университетская библиотека online http://www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
 Продумайте свой ответ, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.