МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мировое искусство в массмедиа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2-2019
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 92
самостоятельная работа 169
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 19,5 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20 40 40
Практические 26 26 26 26 52 52
Сам. работа 107 107 62 62 169 169
Часы на контроль 27 27 0 0 27 27
Итого 180 180 108 108 288 288

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Мансков С.А.

Рецензент(ы):
к.соц.н., директор ИП «Василенко» (+ WEB – Актуальные интернет решения),, Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Мировое искусство в массмедиа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 25.03.2015г. №271)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель и задачи курса — ввести студентов в круг проблем, связанных с происхождением и функционированием искусства как особого феномена культуры; снабдить их базовыми знаниями в предметной области дисциплины «Мировое искусство в массмедиа»; научить пользоваться понятийным аппаратом общей теории искусства, истории, философии, социологии и психологии искусства; дать представление о принципах и подходах к классификации искусств, научить ориентироваться в основных видах, родах, жанрах и стилях искусства; раскрыть содержание основных «эпох» в истории искусства; познакомить с иллюстративными образцами художественной культуры человечества, значимыми в плане теоретического постижения искусства, дать представления о роли искусства в эпоху массмедиа и современной массовой культуре, научить ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 способностью ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.фундаментальные факты истории искусства, основные теоретические подходы к искусству, основные стили и направления мирового искусства; современное состояние отечественного литературного процесса в контексте развития мировой литературы; теоретико-методологические основы анализа художественного текста; общие закономерности исторического развития литературы, ее видов и жанров;
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировать свое собственное критическое суждение в рамках дебатов об искусстве, анализировать философские, социологические и культурологические тексты, ориентированные на осмысление того или иного феномена искусства, ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры; самостоятельно анализировать художественное произведение в контексте творчества отдельного автора, литературного направления, школы и историко-литературного процесса в целом; применять полученные знания в профессиональной деятельности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками написания критических статей о культурных явлениях и тенденциях для системы печатных и электронных средств массовых коммуникаций — рецензий, репортажей, различных жанров критических произведений, формирования социально-критического отношения к произведениям искусства; навыками активного применения приобретенных знаний в профессиональной деятельности, как в прямом виде: анализ и интерпретация литературно-художественного (в том числе и публицистического) и рекламного произведения в рамках профессиональной деятельности, так и в опосредованном виде: использование теоретических концепций в собственных работах по аналогии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы теории искусства.
1.1. Что такое искусство? Произведение искусства. Художественные практики и пространство культуры.Художественная деятельность. Лекции 1 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
1.2. Категории творчества. Художник. Творец Лекции 1 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
1.3. Художественная деятельность. Категория творчества. Художник. Творец. Восприятие произведения искусства. Зритель Практические 1 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
1.4. Что такое искусство?Произведение искусства.Художественные практики и пространство культуры. Практические 1 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
1.5. Восприятие произведения искусства. Зритель. Виды искусства. Принципы классификации. Лекции 1 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
1.6. Искусство и масс-медиа: принципы взаимодействия.Проблема происхождения искусства. Лекции 1 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
1.7. Виды искусства. Принципы классификации. Искусство и масс-медиа: принципы взаимодействия Практические 1 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
1.8. Проблема происхождения искусства. Первобытное искусство.Искусство древних цивилизаций. Античное искусство.Средневековое искусство. Византия и Западная Европа. Практические 1 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
1.9. Первобытное исскуство Лекции 1 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
1.10. Эпоха Возрождения.Барокко.Классицизм.Сентиментализм и романтизм в изобразительном искусстве. Практические 1 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
1.11. Импрессионизм. Символизм. Авангард в искусстве. Процессуальное искусство и искусство среды.Поп-арт Практические 1 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
1.12. 2D Медиа: Стрит-арт, коллаж, шелкография.3D Медиа: Скульптура, инсталляция, объект, ассамбляж, реди-мейд.Видео-арт, работа в виртуальной реальности, мультимедиа-арт, саунд-арт.Акционизм, перформанс, хэппенинг Практические 1 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
1.13. Произведение искусства в эпоху масс-медиа. Современное искусство и общество потребления. Современная массовая культура. Искусство в СМИ. Технологии масс-медиа в искусстве Практические 1 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
Раздел 2. История искусства
2.1. Средневековое искусство. Византия и Западная Европа. Лекции 1 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
2.2. Средневековое искусство. Византия и Западная Европа. Практические 1 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
2.3. Античное искусство. Эпоха возрождения Лекции 1 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
2.4. Античное искусство. Эпоха возрождения Практические 1 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
2.5. Борокко.Классицизм Лекции 1 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
2.6. Борокко.Классицизм Практические 1 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
2.7. Сентиментализм и романтизм в изобрадительном искусстве Лекции 1 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
2.8. Сентиментализм и романтизм в изобрадительном искусстве Практические 1 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
2.9. Реализм и натурализм в искусстве. Искусство к.XIX-XX вв. Импрессионизм. Символизм. Авангард в искусстве.Художественные течения первой половины XX в. поп-арт. Лекции 1 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
2.10. Реализм и натурализм в искусстве. Искусство к.XIX-XX вв. Импрессионизм. Символизм. Авангард в искусстве.Художественные течения первой половины XX в. поп-арт. Практические 1 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
2.11. Самостоятельная работа Сам. работа 1 107 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
2.12. Процессуальное искусство и искусство среды:хеппенинг,флаксус, инвайронмент. Лекции 2 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
2.13. Процессуальное искусство и искусство среды:хеппенинг,флаксус, инвайронмент. Практические 2 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
2.14. Современное искусство. 2D Медиа: Стрит-арт, коллаж, шелкография. Лекции 2 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
2.15. Современное искусство. 2D Медиа: Стрит-арт, коллаж, шелкография. Практические 2 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
2.16. 3D Медиа: Скульптура, инстоляция, объект, ассамбляж, реди-мейл. Лекции 2 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
2.17. 3D Медиа: Скульптура, инстоляция, объект, ассамбляж, реди-мейл. Практические 2 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
2.18. Видео-арт, работа в витруальной реальности, мкльтимедиа-арт, саунд-арт. Акционизм, перфоманс, хэппенинг. Лекции 2 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
2.19. Видео-арт, работа в витруальной реальности, мкльтимедиа-арт, саунд-арт. Акционизм, перфоманс, хэппенинг. Практические 2 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
2.20. Феномен чтения, происхождения литературы как искусства. Хронология современной литературы. Лекции 2 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
2.21. Феномен чтения, происхождения литературы как искусства. Хронология современной литературы. Практические 2 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
2.22. Лауреаты литературных премий последнего десятилетия. Общий вектор развития современной литературы: от постмодерна к неореализму. Лекции 2 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
2.23. Лауреаты литературных премий последнего десятилетия. Общий вектор развития современной литературы: от постмодерна к неореализму. Практические 2 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
2.24. Мозаика многих реальностей Виктора Пелевина и Владимира Сорокина. Игра, цитирование, снятая аксиология. Лекции 2 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
2.25. Мозаика многих реальностей Виктора Пелевина и Владимира Сорокина. Игра, цитирование, снятая аксиология. Практические 2 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
2.26. Современная региональная литература, второй путь. Лекции 2 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
2.27. Современная региональная литература, второй путь. Практические 2 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
2.28. Современная региональная литература, второй путь. Практические 2 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
2.29. Современная региональная литература, второй путь. Практические 2 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
2.30. Современная региональная литература, второй путь. Практические 2 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Поэзия
3.1. Современная женская проза России - вектор в прошлое. Лекции 2 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
3.2. Современная российская поэзия от концептуализма к новой сентиментальности. Эпоха мета и метафоризма: Александр Еременко и Иван Жданов. Лекции 2 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
3.3. Современная женская проза России - вектор в прошлое. Практические 2 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
3.4. Современная российская поэзия от концептуализма к новой сентиментальности. Эпоха мета и метафоризма: Александр Еременко и Иван Жданов. Практические 2 2 ОПК-8 Л1.2, Л1.1
3.5. Самостоятельная работа Сам. работа 2 62 ОПК-8 Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая История мировой культуры : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684783
Л1.2 Садохин А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие М.: Юнити-Дана, , 2015. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Лекция Виктории Чистяковой «Масс-медиа как общественный институт: явные и латентные функции» www.youtube.com
Э2 Цикл лекций «Современная массовая культура» www.dopcult.com
Э3 Искусство и СМИ. Сборник научных трудов. [Под ред. Т.А. Дьяковой]. – Воронеж : Факультет журналистики ВГУ, 2012 – 188 с jour.vsu.ru
Э4 Соловьев А. В. Новая эстетика информационной эпохи: искусство как база данных // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. №8 (63). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/novaya-estetika-informatsionnoy-epohi-iskusstvo-kak-baza-dannyh (дата обращения: 21.07.2017). cyberleninka.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала. Практическое занятие – форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Зачет с оценкой. Подготовка к зачету с оценкой ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.