МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История антропологических и этнологических учений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-1-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, И.И. Назаров

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, А.А. Тишкин

Рабочая программа дисциплины
История антропологических и этнологических учений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 «Антропология и этнология», утвержденный приказом Министерства науки и образования Российской Федерации от 7 августа 2014 г. №948.

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование четких представлений об истории теории в антропологии и этнологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью использовать базовые знания в области отечественной и всеобщей истории
ПК-2 способностью использовать базовые знания в области теории и методологии антропологии и этнологии
ПК-8 владением концепциями различных антропологических школ и направлений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные термины антропологической науки и персоналии крупных российских и зарубежных антропологов.
Историю российской и зарубежной этнологии и антропологии
Персоналии ведущих антропологов и этнологов
3.2.Уметь:
3.2.1.Подготавливать пояснительные записки и отчеты по антропологической проблематике на основе современных достижений науки.
Использовать базовые знания при анализе и характеристике антропологических и этнологических учений
Характеризовать концепции и теоретические постулаты антропологических и этнологических учений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками изучения антропологической информации.
Понятийным аппаратом этнологической и антропологической наук
Навыками характеристики различных антропологических школ и направлений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1
1.1. Предмет курса, его границы. История представлений о вариативности и изменчивости человека. Накопление антропологических и этнологических фактов. Изменение представлений о содержании и задачах антропологии и этнологии в процессе становления научных традиций. Доказательства в антропологии и этнологии. Невозможность создания универсальной теории в антропологии и этнологии. Лекции 2 6 ПК-1, ПК-2, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Предыстория антропологии и этнологии. Формирование литературной и гуманитарной традиции. Этноцентризм ранних цивилизаций. Этническое многообразие как норма. Мифологические корни примитивного эволюционизма и стадиализма. Идеи античных ученых о причинах различия народов и об эпохах в развитии человечества. Эпоха Возрождения и гуманитарное знание. Антропоцентризм. Великие географические открытия. Образ экзотических стран в литературе и искусстве Европы. Лекции 2 6 ПК-1, ПК-2, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Развитие натурализма в век Просвещения. Антропологические идеи М. Монтеня: относительность европейских норм. Французские просветители: Жан-Жак Руссо, Дени Дидро, Тюрго, Вольтер, Фергюссен, Кондорсе. Представления о психическом единстве человечества, как основа сравнительного метода. Вопрос о расах. Отношение к рабству. Европоцентризм: Конт, Гегель, Маркс. Идея развития А. Бастиана. Материнское право по И. Бахофену и Дж. Ф. Мак-Леннану. Различие экзогамии и эндогамии. Лекции 2 6 ПК-1, ПК-2, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Становление и развитие антропологических направлений и школ. Позитивизм в антропологии. Огюст Конт, возникновение французской антропологической школы. Эволюционизм и становление антропологии. Герберт Спенсер. Ч. Дарвин. Антропология Эдварда Тайлора. Сравнительный метод. Метод пережитков. Использование статистики. Генезис религиозных представлений. Становление американской антропологической школы. Л.Г. Морган. Создание классификационной системы родства. Франц Боас. Создание высокопрофессиональной антропологии. Поиски универсалий. Боас как физический антрополог. Эволюционизм российских ученых: Д.Н. анучина, В.Г. Богораза, В.И. Иохельсона. Центрально европейские школы: романтизм, диффузионизм, эндемический расизм. Антропогеография Ф. Ратцеля. Культурная морфология Лео Фробениуса. Метод этнологии Ф. Гребнера. Культурные круги и культурные слои. Кризис европейской антропологии и этнологии в начале XX в. Лекции 2 6 ПК-1, ПК-2, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Историческая школа в американской антропологии. А. Кребер. Э. Сепир – языковед и культуролог. Дискуссии о культуре и личности. Различение культуры и цивилизации. Разработка понятия «культурный ареал» К. Уислером. Пол Радин, концепция трикстера. Психоанализ З. Фрейда, представления о расслоении психики. Культура как система запретов. К. Юнг, «коллективное бессознательное». Фрейдизм в этнографии. Р. Бенедикт. М. Мид. Неоэволюционизм в американской антропологии, Л. Уайт. Британская антропология. Дж. Фрезер, Р. Маретт. Б. Малиновский и его функциональная теория. Французская школа. Э.Дюркгейм, Открытие контент-анализа. М. Мосс. М. Вебер. А. Ван-Геннеп. Зарождение структурализма. А. Редклифф-Браун., Леви-Стросс. Э.Эванс-Причард. Культурная экология. Гордн Чайлд, концепция неолитической эволюции Эволюционизм и историзм в советской археологии и этнографии. Э.Лич. Открытие культурной динамики. Лекции 2 6 ПК-1, ПК-2, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. «Новая этнография». Этноэкология. Информатор как этнограф. Математизация антропологии, поиски статистических закономерностей. Дж. Мердок. Семиотическая концепция К. Гирца. Культура как текст. Постмодернизм в этнологии. Бихевиоризм. Культурный материализм. М. Харрис. Деконструктивизм. Феменизм. Фундаментализм. Околонаучные теории. Ландшафтная теория этноса Л. Гумилева. Мистицизм. Лекции 2 6 ПК-1, ПК-2, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Предмет курса, его границы. История представлений о вариативности и изменчивости человека. Накопление антропологических и этнологических фактов. Изменение представлений о содержании и задачах антропологии и этнологии в процессе становления научных традиций. Доказательства в антропологии и этнологии. Невозможность создания универсальной теории в антропологии и этнологии. Сам. работа 2 20 ПК-1, ПК-2, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Предыстория антропологии и этнологии. Формирование литературной и гуманитарной традиции. Этноцентризм ранних цивилизаций. Этническое многообразие как норма. Мифологические корни примитивного эволюционизма и стадиализма. Идеи античных ученых о причинах различия народов и об эпохах в развитии человечества. Эпоха Возрождения и гуманитарное знание. Антропоцентризм. Великие географические открытия. Образ экзотических стран в литературе и искусстве Европы. Сам. работа 2 22 ПК-1, ПК-2, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Развитие натурализма в век Просвещения. Антропологические идеи М. Монтеня: относительность европейских норм. Французские просветители: Жан-Жак Руссо, Дени Дидро, Тюрго, Вольтер, Фергюссен, Кондорсе. Представления о психическом единстве человечества, как основа сравнительного метода. Вопрос о расах. Отношение к рабству. Европоцентризм: Конт, Гегель, Маркс. Идея развития А. Бастиана. Материнское право по И. Бахофену и Дж. Ф. Мак-Леннану. Различие экзогамии и эндогамии. Сам. работа 2 20 ПК-1, ПК-2, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Становление и развитие антропологических направлений и школ. Позитивизм в антропологии. Огюст Конт, возникновение французской антропологической школы. Эволюционизм и становление антропологии. Герберт Спенсер. Ч. Дарвин. Антропология Эдварда Тайлора. Сравнительный метод. Метод пережитков. Использование статистики. Генезис религиозных представлений. Становление американской антропологической школы. Л.Г. Морган. Создание классификационной системы родства. Франц Боас. Создание высокопрофессиональной антропологии. Поиски универсалий. Боас как физический антрополог. Эволюционизм российских ученых: Д.Н. анучина, В.Г. Богораза, В.И. Иохельсона. Центрально европейские школы: романтизм, диффузионизм, эндемический расизм. Антропогеография Ф. Ратцеля. Культурная морфология Лео Фробениуса. Метод этнологии Ф. Гребнера. Культурные круги и культурные слои. Кризис европейской антропологии и этнологии в начале XX в. Сам. работа 2 15 ПК-1, ПК-2, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Историческая школа в американской антропологии. А. Кребер. Э. Сепир – языковед и культуролог. Дискуссии о культуре и личности. Различение культуры и цивилизации. Разработка понятия «культурный ареал» К. Уислером. Пол Радин, концепция трикстера. Психоанализ З. Фрейда, представления о расслоении психики. Культура как система запретов. К. Юнг, «коллективное бессознательное». Фрейдизм в этнографии. Р. Бенедикт. М. Мид. Неоэволюционизм в американской антропологии, Л. Уайт. Британская антропология. Дж. Фрезер, Р. Маретт. Б. Малиновский и его функциональная теория. Французская школа. Э.Дюркгейм, Открытие контент-анализа. М. Мосс. М. Вебер. А. Ван-Геннеп. Зарождение структурализма. А. Редклифф-Браун., Леви-Стросс. Э.Эванс-Причард. Культурная экология. Гордн Чайлд, концепция неолитической эволюции Эволюционизм и историзм в советской археологии и этнографии. Э.Лич. Открытие культурной динамики. Сам. работа 2 20 ПК-1, ПК-2, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.12. «Новая этнография». Этноэкология. Информатор как этнограф. Математизация антропологии, поиски статистических закономерностей. Дж. Мердок. Семиотическая концепция К. Гирца. Культура как текст. Постмодернизм в этнологии. Бихевиоризм. Культурный материализм. М. Харрис. Деконструктивизм. Феменизм. Фундаментализм. Околонаучные теории. Ландшафтная теория этноса Л. Гумилева. Мистицизм. Сам. работа 2 20 ПК-1, ПК-2, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Предмет курса, его границы. История представлений о вариативности и изменчивости человека. Накопление антропологических и этнологических фактов. Изменение представлений о содержании и задачах антропологии и этнологии в процессе становления научных традиций. Доказательства в антропологии и этнологии. Невозможность создания универсальной теории в антропологии и этнологии. Практические 2 6 ПК-1, ПК-2, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Предыстория антропологии и этнологии. Формирование литературной и гуманитарной традиции. Этноцентризм ранних цивилизаций. Этническое многообразие как норма. Мифологические корни примитивного эволюционизма и стадиализма. Идеи античных ученых о причинах различия народов и об эпохах в развитии человечества. Эпоха Возрождения и гуманитарное знание. Антропоцентризм. Великие географические открытия. Образ экзотических стран в литературе и искусстве Европы. Практические 2 6 ПК-1, ПК-2, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Развитие натурализма в век Просвещения. Антропологические идеи М. Монтеня: относительность европейских норм. Французские просветители: Жан-Жак Руссо, Дени Дидро, Тюрго, Вольтер, Фергюссен, Кондорсе. Представления о психическом единстве человечества, как основа сравнительного метода. Вопрос о расах. Отношение к рабству. Европоцентризм: Конт, Гегель, Маркс. Идея развития А. Бастиана. Материнское право по И. Бахофену и Дж. Ф. Мак-Леннану. Различие экзогамии и эндогамии. Практические 2 6 ПК-1, ПК-2, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Становление и развитие антропологических направлений и школ. Позитивизм в антропологии. Огюст Конт, возникновение французской антропологической школы. Эволюционизм и становление антропологии. Герберт Спенсер. Ч. Дарвин. Антропология Эдварда Тайлора. Сравнительный метод. Метод пережитков. Использование статистики. Генезис религиозных представлений. Становление американской антропологической школы. Л.Г. Морган. Создание классификационной системы родства. Франц Боас. Создание высокопрофессиональной антропологии. Поиски универсалий. Боас как физический антрополог. Эволюционизм российских ученых: Д.Н. анучина, В.Г. Богораза, В.И. Иохельсона. Центрально европейские школы: романтизм, диффузионизм, эндемический расизм. Антропогеография Ф. Ратцеля. Культурная морфология Лео Фробениуса. Метод этнологии Ф. Гребнера. Культурные круги и культурные слои. Кризис европейской антропологии и этнологии в начале XX в. Практические 2 6 ПК-1, ПК-2, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.17. Историческая школа в американской антропологии. А. Кребер. Э. Сепир – языковед и культуролог. Дискуссии о культуре и личности. Различение культуры и цивилизации. Разработка понятия «культурный ареал» К. Уислером. Пол Радин, концепция трикстера. Психоанализ З. Фрейда, представления о расслоении психики. Культура как система запретов. К. Юнг, «коллективное бессознательное». Фрейдизм в этнографии. Р. Бенедикт. М. Мид. Неоэволюционизм в американской антропологии, Л. Уайт. Британская антропология. Дж. Фрезер, Р. Маретт. Б. Малиновский и его функциональная теория. Французская школа. Э.Дюркгейм, Открытие контент-анализа. М. Мосс. М. Вебер. А. Ван-Геннеп. Зарождение структурализма. А. Редклифф-Браун., Леви-Стросс. Э.Эванс-Причард. Культурная экология. Гордн Чайлд, концепция неолитической эволюции Эволюционизм и историзм в советской археологии и этнографии. Э.Лич. Открытие культурной динамики. Практические 2 6 ПК-1, ПК-2, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.18. «Новая этнография». Этноэкология. Информатор как этнограф. Математизация антропологии, поиски статистических закономерностей. Дж. Мердок. Семиотическая концепция К. Гирца. Культура как текст. Постмодернизм в этнологии. Бихевиоризм. Культурный материализм. М. Харрис. Деконструктивизм. Феменизм. Фундаментализм. Околонаучные теории. Ландшафтная теория этноса Л. Гумилева. Мистицизм. Практические 2 6 ПК-1, ПК-2, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Концепции антропогенеза.
2. Сходства и различия человеческих обществ.
3. Основные темы в антропологии.
4. Факторы, обуславливающие развитие теоретической антропологии.
5. Предметная область и объекты изучения в антропологии.
6. Институциональный статус антропологии.
7. Динамика антропологии как социальной науки.
8. Основные различия в понимании культуры.
9. Морфология культуры.
10. Культура как совокупность искусственных объектов.
11. Культурная единица.
12. Межкультурные взаимодействия и коммуникации.
13. Культурно-коммуникативные процессы.
14. Культурная динамика.
15. Напряженности в культуре.
16. Классический эволюционизм, понятие эволюции в ранней антропологии.
17. Обусловленность эфолюции и направленность эволюционного процесса.
18. Неоэволюционизм: развитие и модификация классических идей.
19. Трактовки культурных сходств и различий.
20. Определение культурной диффузии.
21. Направленность диффузионистских исследований.
22. Идеология расизма.
23. Становление функционализма и функционалистская трактовка социокультурных универсалий.
24. Понятие «личность» в антропологии, условия формирования и развития личности.
25. Сопоставимость концептов «личность» и «культура».
26. Структуралистская трактовка культурных феноменов.
27. Динамические принципы и единицы структурного анализа.
28. Постмодернисткая реакция на процессы модернизации.
29. Понятие «культура» в современной антропологии: единицы изучения культуры.
30. Культура как контекст социальной активности.
31. Организации интеракции и динамика интерактивны процессов.
32. Медиация и артефакт, место артефакта в контексте представлений о культуре.
33. Артефакт в динамическом окружении, интегративные функции артефакта.
34. Теоретические истоки и становление концепции интерпретации в антропологии.
35. Теоретические основания и механизмы интерпретации.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ
1. Специфика антропологического и этнологического знания.
2. Особенности источниковой базы антропологических и этнологических исследований.
3. Этноцентричность ранних цивилизаций.
4. Античные концепции этнического и культурного разнообразия.
5. Гуманистические концепции эпохи Возрождения.
6. Натуралистические концепции эпохи Просвещения.
7. Европоцентристские концепции в антропологии и этнологии.
8. Эволюционизм в антропологии и этнологии.
9. Диффузионизм.
10. Историческая школа в американской антропологии.
11. Психоанализ и этнология.
12. Основные направления британской антропологии в начале XX в.
13. Функциональная теория в этнологии.
14. Структурализм.
15. Интерпретативная теория в этнологии.
16. Постмодернизм и этнология.
17. Основные современные антропологические и этнологические концепции.
18. Околонаучные теории и мистицизм в антропологии и этнологии.
19. Эволюционизм и историзм в советской археологии и этнографии

Темы рефератов
1. Этнологические сведения в труде Геродота «История».
2. Биография и научный портрет Б. Малиновского
3. Жизнь и научное творчество К. Гирца.
4. Этнографический компонент Академических экспедиций в России XVIII – XIX вв.
5. Биография и научный портрет Л. Гумилев
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Термином «этноним» обозначают:
1. Прародину этноса.
2. Название этноса.
3. Территорию проживания этноса.
4. Компактные национальные группы, живущие за пределами территории, занятой соплеменниками.

Географическая классификация в этнологии применяется для:
1. Исследования хозяйственного облика народов.
2. Определения уровня социально-экономического развития этносов.
3. Определения культурного облика народов.
4. Пространственного упорядочения и распределения этноса по регионам.

Номадному способу производства соответствует хозяйственно-культурный тип:
1. Кочевого и полукочевого скотоводства.
2. Традиционного земледелия и животноводства африканских народов.
3. Комплексного хозяйства ранних земледельцев субтропиков.
4. Земледелия и животноводства лесной и лесостепной зоны Европы.
Этнос как биологическое явление в XX в. рассматривался в трудах:
1. Ю.В. Бромлея.
2. Н.Н. Чебоксарова.
3. В.И. Вернадского.
4. Л.Н. Гумилева.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Основы этнологии : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Клягин, Н.В. Современная антропология: учебное пособие М. : Логос // ЭБС «Университетская библиотека online», 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233781
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. В. А. Козьмина, В. С. Бузина Этнология (этнография): учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека Гумер объединяет книги и учебники по гуманитарным наукам (история России, всеобщая история, культурология, философия, история религий и т.д.). www.gumer.info
Э2 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова содержит тексты исторических источников и научные публикации по отечественной и всеобщей истории. www.hist.msu.ru
Э3 Сайт Института этнологии и антропологии РАН www. ras.iea.ru
Э4 История антропологических и этнологических учений portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы. Максимальное количество баллов за лекции ‑ 30.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в рамках тем семинарских занятий. Максимальное количество баллов за практические задания ‑ 70.
К устному экзамену допускаются студенты, которые выполнили практические задания, и набрали не менее 50 баллов. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут.
Оценка также может быть выставлена по результатам полного освоения курса. Каждый вид работы оценивается определенным количеством баллов. Студенты, набравшие от 85 до 100 баллов получают оценку "отлично". Студенты, получившие от 70 до 84 баллов, оцениваются "хорошо". Студенты, набравшие от 50 до 69 баллов, получают оценку "удовлетворительно".
Студенты, получившие 49 баллов и менее, получают "неудовлетворительно".