МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социально-психологические основы педагогического общения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильТеория и практика профессионального обучения в сфере туризма
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_ТиППОвСТ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Социально-психологические основы педагогического общения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1409)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д.п.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д.п.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение магистрантами системы знаний об основных сторонах общения, их особенности и закономерности;
формирование умения грамотно оперировать компонентами профессионально-педагогического общения;
развитие у студентов способности эффективного и бесконфликтного общения необходимые для успешной профессиональной деятельности
формирование умения программировать свое поведение в ситуации общения с различными участниками образовательного процесса

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 готовностью к коммуникациям в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-8 готовностью взаимодействовать с участниками образовательной деятельности и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия
ПК-4 способностью и готовностью выявлять сущность профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.культурные ценности, понимать роль общения в жизнедеятельности человека;
функции, закономерности и механизмы общения;
барьеры общения и ошибки восприятия, возникающие в общении;
особенности и специфику профессионально-педагогического общения;
компоненты и технологии профессионально-педагогического общения;
нравственно-этические и эстетические ценности в процессе общения;
методы и средства познания и самопознания в процессе общения.
3.2.Уметь:
3.2.1.выбирать правильную стратегию и тактику в процессе общения;
анализировать практические аспекты профессионально-педагогического общения;
уметь программировать свое поведение в ситуациях общения с различными участниками образовательного процесса;
адекватно реагировать в конфликтных ситуациях и выбирать оптимальные способы поведения;
уметь грамотно оперировать различными компонентами и технологиями профессионально-педагогического общения;
применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессионального роста в процессе общения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.обобщения, анализа и восприятия информации в процессе общения;
владения коммуникативными методами и приемами профессионально-педагогического общения;
владения приемами психологического воздействия в процессе общения;
использования технических средств и информационных технологиямий, применяимых при общении в процессе профессионально-педагогической деятельности;
самостоятельной, индивидуальной работы, способностью принимать решения в рамках своей профессиональной компетенции;
разрешения проблемных ситуаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общение как социально-психологическая проблема
1.1. Актуальность формирования коммуникативной компетентности в современном мире Лекции 1 1 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Человек и социальная среда Сам. работа 1 4 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Социально-психологические особенности самосознания Сам. работа 1 4 ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Социальная чувствительность Практические 1 2 ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Социальные группы и их виды Сам. работа 1 4 ОПК-8, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Роль общения в жизнедеятельности человека Сам. работа 1 4 ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Психологическая характеристика общения
2.1. Компоненты общения: цель, содержание, средства Сам. работа 1 4 ОПК-2, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Модель коммуникативного общения Сам. работа 1 4 ОПК-2, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Особенности вербальной коммуникации Сам. работа 1 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Вербальное общение и его структура Сам. работа 1 4 ОПК-2, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Барьеры общения и пути их преодоления Практические 1 1 ОПК-2, ОПК-8, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Невербальное общение и его особенности Сам. работа 1 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Национальные особенности невербальных средств общения Сам. работа 1 4 ОПК-2, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. Интерактивная сторона общения Практические 1 1 ОПК-2, ОПК-8, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.9. Теория трансактного анализа Сам. работа 1 4 ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.10. Теория социального действия Сам. работа 1 4 ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.11. Перцептивная сторона общения Сам. работа 1 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.12. Эффективное восприятие и понимание в процессе общения Сам. работа 1 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.13. Теория каузальной атрибуции Сам. работа 1 4 ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Конфликтное общение и его особенности
3.1. Проблема слышания и слушания в процессе общения Сам. работа 1 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Типы слушателей Сам. работа 1 4 ОПК-8, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Особенности самоподачи в общении Сам. работа 1 4 ОПК-2, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Психологическое воздействие в процессе общения Практические 1 1 ОПК-2, ОПК-8, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Коммуникативная компетентность в общении Сам. работа 1 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Социально-психологические особенности межличностных конфликтов Сам. работа 1 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.7. Профилактика межличностных конфликтов Сам. работа 1 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.8. Пути совершенствования процесса общения Сам. работа 1 3 ОПК-8, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Психологические основы педагогического общения
4.1. Специфика педагогического общения Лекции 1 1 ОПК-2, ОПК-8, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика Сам. работа 1 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Характеристика стилей педагогического руководства Сам. работа 1 4 ОПК-8, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.4. Педагогический такт как компонент профессиональной компетентности учителя Сам. работа 1 3 ОПК-8, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.5. Конфликты в социально-педагогическом процессе Практические 1 1 ОПК-2, ОПК-8, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.6. Зачёт Зачет 1 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Максимова, А.А. Основы педагогической коммуникации : учебное пособие Издательство «Флинта», 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. Н. Фроловская ; [науч. ред. Ю. В. Сенько] Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
Л2.2 Сальникова, О.А. Совершенствование коммуникативной компетенции учителя: Конспекты лекций. Тренинги: учебное пособие Москва : Издательство «Флинта», 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины "Социально-психологические основы педагогического общения" предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.