МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогическое проектирование в профессиональном обучении

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильТеория и практика профессионального обучения в сфере туризма
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_ТиППОвСТ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Педагогическое проектирование в профессиональном обучении

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1409)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у обучающихся системы научных знаний в области педагогического проектирования;
формирование опыта проектной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью и готовностью самостоятельно осваивать новые методы исследования, изменять научный и научно-педагогический профиль своей профессионально-педагогической деятельности
ПК-16 способностью и готовностью проектировать систему обеспечения качества подготовки рабочих (служащих) в профессиональных образовательных организациях, организациях дополнительного профессионального образования
ПК-17 способностью и готовностью проектировать образовательную деятельность с учетом требований работодателей
ПК-20 спсобностью и готовностью проектироваь образовательную среду в соответствии с современными требованиями определенного вида экономической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.логику и методы научно-педагогического исследования, используемые в профессионально-педагогической деятельности в сфере туризма;
принципы проектирования системы обеспечения качества подготовки рабочих (служащих) в профессиональных образовательных организациях, организациях дополнительного профессионального образования;
требования работодателей, предъявляемые к будущим специалистам туристского профиля;
особенности проектирования образовательной деятельности с учетом требований работодателей при преподавании туристских дисциплин;
особенности проектирования образовательной среды в соответствии с современными требованиями определенного вида экономической деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать методы научно-педагогического исследования, эффективные для профессионально-педагогической деятельности в сфере туризма;
учитывать особенности дополнительного эколого-биологического образования детей в своей профессиональной деятельности;
выявлять сущность системы обеспечения качества подготовки рабочих (служащих) в профессиональных образовательных организациях, организациях дополнительного профессионального образования;
проектировать образовательную деятельность в рамках преподавания туристских дисциплин с учетом требований работодателей;
осуществлять проектирование целевых, содержательных и процессуальных характеристик образовательной среды в соответствии с требованиями определенного вида экономической деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования логики и методов научно-педагогического исследования, эффективных для профессионально-педагогической деятельности в сфере туризма;
выявления структуры системы обеспечения качества подготовки рабочих (служащих) в профессиональных образовательных организациях, организациях дополнительного профессионального образования;
проектирования образовательной деятельности в рамках преподавания туристских дисциплин с учетом требований работодателей;
отбора целевых, содержательных и процессуальных характеристик образовательной среды и ее разработки в соответствии с требованиями определенного вида экономической деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы проектирования в образовании
1.1. Историко-культурные источники развития педагогического проектирования Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-20 Л1.1, Л2.1
1.2. Педагогическое проектирование как механизм реализации инноваций в профессиональном образовании Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-16, ПК-17, ПК-20 Л1.1, Л2.1
1.3. Основные понятия педагогического проектирования Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-16, ПК-17, ПК-20 Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.4. Функции проектной деятельности Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-16, ПК-17, ПК-20 Л1.1, Л2.1
1.5. Уровни педагогического проектирования Сам. работа 1 2 ОПК-1, ПК-16, ПК-17, ПК-20 Л1.1, Л2.1
1.6. Принципы проектной деятельности Сам. работа 1 2 ОПК-1, ПК-16, ПК-17, ПК-20 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Субъекты проектной деятельности Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-16, ПК-17, ПК-20 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Объекты проектной деятельности Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-16, ПК-17, ПК-20 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Логика организации проектной деятельности Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-16, ПК-17, ПК-20 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Педагогическое проектирование в системе школьного и дополнительного эколого-биологического образования
2.1. Учебные проекты Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-16, ПК-17, ПК-20 Л1.1, Л2.1
2.2. Разработка учебных проектов по туристским дисциплинам Практические 1 4 ОПК-1, ПК-16, ПК-17, ПК-20 Л1.1, Л2.1
2.3. Досуговые проекты Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-16, ПК-17, ПК-20 Л1.1, Л2.1
2.4. Подготовка досуговых проектов Практические 1 2 ОПК-1, ПК-16, ПК-17, ПК-20 Л1.1, Л2.1
2.5. Социально-педагогические проекты Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-16, ПК-17, ПК-20 Л1.1, Л2.1
2.6. Проекты личностного становления Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-16, ПК-17, ПК-20 Л1.1, Л2.1
2.7. Сетевые проекты в области туристским дисциплин Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-16, ПК-17, ПК-20 Л1.1, Л2.1
2.8. Проектирование содержания профессионального образования в сфере туризма Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-16, ПК-17, ПК-20 Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.9. Логика проектирования образовательных систем Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-16, ПК-17, ПК-20 Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.10. Проектирование педагогических технологий для профессионального образования в сфере туризма Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-16, ПК-17, ПК-20 Л1.1, Л2.1
2.11. Результаты и оценка проектной деятельности в профессиональном образования в сфере туризма Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-16, ПК-17, ПК-20 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Требования к участникам педагогического проектирования Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-16, ПК-17, ПК-20 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Педагогическое прогнозирование
3.1. Прогнозирование – необходимый элемент деятельности педагога Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-16, ПК-17, ПК-20 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Основные направления педагогического прогнозирования Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-16, ПК-17, ПК-20 Л1.1, Л2.1
3.3. Прогнозирование, планирование и проектирование в сфере профессионального образования: проблемы взаимоотношений Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-16, ПК-17, ПК-20 Л1.1, Л2.1
3.4. Разработка прогностической модели одной из образовательных систем Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-16, ПК-17, ПК-20 Л1.1, Л2.1
3.5. Эссе "Прогнозирование в образовании – реальность или утопия?" Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-16, ПК-17, ПК-20 Л1.1, Л2.1
3.6. Зачет 1 4 ОПК-1, ПК-16, ПК-17, ПК-20 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.А. Колесникова; М. П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование : учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2007
Л1.2 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
Л1.3 Ю.Г. Татур. Высшее образование: методология и опыт проектирования : учебно-методическое пособие : учебно-методическое пособие Москва : Логос, 2006. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 К.Р. Овчинникова Дидактическое проектирование электронного учебника в высшей школе: теория и практика : Учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D00B3285-B780-435A-9CCF-2B4B24AFB9F4.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины "Педагогическое проектирование в профессиональном обучении " предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.