МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История Алтая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 114
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 114 114 114 114
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Грушин С.П.

Рабочая программа дисциплины
История Алтая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №948)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – представить в целостном виде историю народов Алтая, от появления здесь человека до начала Нового времени.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-2 способностью использовать базовые знания в области теории и методологии антропологии и этнологии
ПК-5 владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности этнических, конфессиональных и культурных различий народов Алтая
основные понятия и термины антропологии и этнологии
основные понятия и термины исторической науки
3.2.Уметь:
3.2.1.толерантно воспринимать социальные, этнические и конфессиональные различия
использовать базовые антропологические знания при изучении истории Алтая
использовать полученные специальные знания при изучении истории народов Алтая
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы в коллективе
навыками изучения исторических особенностей народов
методиками работы с антропологическими, полевыми археологическими и этнографическими материалами

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Алтай в древнейшую эпоху
1.1. Освоение территории Алтая человеком в каменном веке Лекции 5 2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Освоение территории Алтая человеком в каменном веке Сам. работа 5 9 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Палеолит и мезолит Алтая Практические 5 2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Палеолит и мезолит Алтая Сам. работа 5 9 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Алтай в древнюю эпоху
2.1. Исторические процессы на Алтае в период ранней древности Лекции 5 2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Исторические процессы на Алтае в период ранней древности Сам. работа 5 8 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Ранний бронзовый век Алтая Практические 5 2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Ранний бронзовый век Алтая Сам. работа 5 8 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Исторические процессы на Алтае в период развитой древности Лекции 5 2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Развитый бронзовый век Алтая Практические 5 2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Развитый бронзовый век Алтая Сам. работа 5 8 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Поздний бронзовый век Алтая Практические 5 2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Поздний бронзовый век Алтая Сам. работа 5 8 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.10. Историко-культурные процессы на Алтае в период поздней древности Лекции 5 2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.11. Историко-культурные процессы на Алтае в период поздней древности Сам. работа 5 8 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.12. Горный Алтай в раннем железном веке Практические 5 2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.13. Горный Алтай в раннем железном веке Сам. работа 5 8 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.14. Лесостепной Алтай в раннем железном веке Практические 5 2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.15. Лесостепной Алтай в раннем железном веке Сам. работа 5 8 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Алтай в эпоху Средневековья
3.1. Этноисторические процессы на Алтае в период раннего средневековья Лекции 5 2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Этноисторические процессы на Алтае в период раннего средневековья Сам. работа 5 8 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Алтай в составе Тюркских каганатов Практические 5 2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Алтай в составе Тюркских каганатов Сам. работа 5 8 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Алтай в системе позднетюркских объединений кочевников Практические 5 2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.6. Алтай в системе позднетюркских объединений кочевников Сам. работа 5 8 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.7. Этноисторические процессы на Алтае в периоды развитого и позднего средневековья Лекции 5 2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.8. Этноисторические процессы на Алтае в периоды развитого и позднего средневековья Сам. работа 5 8 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.9. Алтай в составе Монгольской империи Практические 5 2 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.10. Алтай в составе Монгольской империи Сам. работа 5 8 Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Освоение территории Алтая человеком в каменном веке.
2. Палеолит Алтая.
3. Мезолит Алтая.
4. Неолит Алтая.
5. Исторические процессы на Алтае в период ранней древности.
6. Энеолит Алтая.
7. Ранний бронзовый век Алтая.
8. Развитый бронзовый век Алтая.
9. Поздний бронзовый век Алтая.
10. Историко-культурные процессы на Алтае в период поздней древности.
11. Горный Алтай в раннем железном веке.
12. Лесостепной Алтай в раннем железном веке.
13. Этноисторические процессы на Алтае в период раннего средневековья.
14. Алтай в составе Тюркских каганатов.
15. Алтай в системе позднетюркских объединений кочевников.
16. Этноисторические процессы на Алтае в периоды развитого и позднего средневековья.
17. . Горный Алтай в составе Монгольской империи.
18. Лесостепной Алтай в составе Монгольской империи и Золотой Орды.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ:
1. Алтай в каменном веке.
2. Алтай в бронзовом веке.
3. Алтай в раннем железном веке (скифо-сакское время).
4. Алтай в раннем железном веке (хуннуско-сяньбийско-жужанское время).
5. Алтай в раннем средневековье.
6. Алтай в развитом средневековье.
Темы рефератов:
1. Специфика присваивающего хозяйства в палеолите Алтая.
2. Специфика присваивающего хозяйства в мезолите Алтая.
3. Специфика присваивающего хозяйства в неолите Алтая.
4. Ранняя производящая экономика Горного Алтая.
5. Ранняя производящая экономика Степного Алтая.
6. Комплексное хозяйство большереченской культуры и его особенности.
7. Ранние кочевники Горного Алтая: специфика хозяйства.
8. Ранние кочевники Степного Алтая: специфика хозяйства.
9. Поздние кочевники Горного Алтая (тюркское и монгольское время) : специфика хозяйства.
10. Поздние кочевники Степного Алтая (тюркское и монгольское время) : специфика хозяйст-ва.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Практические задания:
1. Сделайте презентацию-доклад по теме «Орудия труда у населения Алтая».
2. Сделайте презентацию-доклад по теме «Военное дело населения Алтая».
3. Сделайте презентацию-доклад по теме «Украшения костюма у населения Алтая».
4. Сделайте презентацию-доклад по теме «Наскальное искусство Алтая».
5. Сделайте презентацию-доклад по теме «Снаряжение верхового коня на Алтае».
6. Сделайте презентацию-доклад по теме «Керамическое производство у населения Алтая».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тишкин А.А., Горбунов В.В., Горбунова Т.Г. Алтай в эпоху Средневековья : иллюстрированный исторический атлас : учеб. пособие для вузов ООО "Печатная компания АРТИКА", 2011 elibrary.asu.ru
Л1.2 Горбунов В. В., Грушин С. П., Дашковский П. К., Кирюшин К. Ю., Кирюшин Ю. Ф., Кунгуров А. Л., Матренин С. С., Папин Д. В., Серегин Н. Н., Степанова Н. Ф., Тишкин А. А., Федорук А. С., Федорук О. А., Фролов Я. В., Шамшин А. Б., Шуньков М. В. История Алтая : в 3-х т. Т. 1 : Древнейшая эпоха, древность и средневековье : учебное Изд-во Алт. ун-та ; Белгород : Константа, 2019 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Добровольская М.В. Археология: учебное пособие М.: Прометей, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Мартынов, А. И. Археология: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Н.Н. Серегин Общие вопросы изучения археологии России: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с археологической периодиза-цией. Обучающимся необходимо ознакомиться с ключевыми событиями древней и средневековой истории Алтая, историко-географическими и этнокультурными характеристиками изучаемого регио-на; обратить внимание на различные категории археологических памятников, их этнокультурную принадлежность, на научную литературу по темам курса; усвоить теоретические основы и инстру-ментарий историко-культурного знания в исследованиях объектов культурного наследия, навыки критического анализа научной информации по тематике исследования; использовать адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации и уметь представлять результаты исследований.
Содержание курса осваивается последовательно, освоение компетенций проверяется по-средством выполнения практических заданий.
Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при под-готовке к зачету.
Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготов-ке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисципли-ны и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы проверяются на зачете.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует ре-зультаты в устной или письменной форме (письменная работа, реферат) преподавателю на кон-сультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение студентом дисциплины «История Алтая», выявить уро-вень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, уме-ние логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навы-ки.
В зачетный билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.
Оценивание ответа на зачетном занятии опирается на установленные критерии. «Зачтено» получает студент, который дал полный, логически последовательный, развернутый ответ, в кото-ром он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы дисцип-лины. «Не зачтено» получает студент, который не дал ответа или дал ответ, обнаруживающий не-знание процессов изучаемой предметной области и компетенции оказались, таким образом, не сформированы в необходимом объеме учебной программы дисциплины.