МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы социолингвистики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-1-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 129
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 129 129 129 129
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, В.В. Горбунов

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, И.И. Назаров

Рабочая программа дисциплины
Основы социолингвистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №948)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А.Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А.Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование четких представлений о современной социолингвистике и социологии языка.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 готовностью к составлению обзоров, рефератов, аннотаций и библиографии по тематике проводимых исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности функционирования языка в разных сообществах
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания при составлении письменных работ по теме ис-следования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеет приемами библиографического описания и навыками обобщения информации полученной из специальной литературы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1
1.1. Определение социолингвистики. Предметные области социолингвистики Лекции 3 8 Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие национальности и понятие этничности. Языковые варианты. Функция языка. Многоэтничные нации и многонациональные государства. Роль языка с точки зрения национализма. Сам. работа 3 43 Л2.1, Л1.1
1.3. История возникновения социолингвистики. Этапы становления науки в россии: Р.О. Шор, А.М. Селищев, В.Н. Волошинов, Е.Д. Поливанов. Марризм и отход от социологической проблематики. Развитие социолингвистики в США. Уильям Брайт, Джон Гамперц, Чарльз Фергюссон. Практические 3 12 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. 2
2.1. Статус языка. Языковая ситуация. Языковые меньшинства. Государственный, официальный, титульный языки. Язык, диалект, регистр. Лекции 3 8 Л2.1, Л1.1
2.2. Стандартный язык и литературный язык. Проблема разграничения языка и диалекта. Диалектная цепь. Родной язык, материнский язык, первый язык. Когнитивные и культурные следствия письменности. Письменность как социальное явление Социальные диалекты и языковая характеристика говорящего. Различия языковых характеристик у разных народов. Сам. работа 3 43 Л2.1, Л1.1
2.3. Различия языковых характеристик у разных народов. Оценка социального положения говорящего по его речи. Понятие социолекта. Социальная дифференциация и языковая дифференциация. Оппозиция «мужской/женский» в различных языках мира. Языковые формулы как выражение гендерной дифференциации. Язык и возраст. Поколенческие и возрастные отличия. Возраст и норма. Речь молодежи и речь пожилых людей. Детская речь. Практические 3 12 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. 3
3.1. Методы изучения отношения к языку. Индивидуальный выбор языка. Сохранение языка. Языковой сдвиг. Исчезающие языки Лекции 3 8 Л2.1, Л1.1
3.2. Языковая политика и языковое планирование. Меньшинства как лингвистическая проблема. Преподавание языков меньшинств в школе. Языковые конфликты. Особенности языковой политики в России. Практические 3 12 Л2.1, Л1.1
3.3. Исчезающие языки. Условия сдвига. Темпы сдвига. Языковая смерть. Разрыв языковой традиции. Последствия сокращения числа языков. Понятие языкового многообразия. Устойчивость языков. Причины устойчивости языков Сам. работа 3 43 Л2.1, Л1.1
3.4. Экзамен 3 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Объектно-предметная область социолингвистики.
2. Предпосылки возникновение социолингвистики.
3. Особенности развития социолингвистики в России.
4. Особенности становления социолингвистики в США.
5. Язык и этническая (национальная ) идентичность.
6. Креольские языки и новые языки, их роль в появлении новых идентичностей.
7. Функции языка.
8. Виды языка.
9. Роль письменности в социокультурной жизни людей.
10. Возрастные и половые особенности языка.
11. Понятие языкового сдвига.
12. Языковая устойчивость.
13. Языковая политика государства.
14. Языковые конфликты. Проблемы сохранения языка меньшинств.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы:
1. Общество и многоязычие.
2. Нация, этничность, язык.
3. Функция языка.
4. Статус языка.
5. Родной язык.
6. Государственный язык.
7. Язык и возраст.
8. Детская речь.
Рефераты:
1. История возникновения социолингвистики.
2. Понятие национальности и понятие этничности.
3. Многоэтничные нации и многонациональные государства.
4. Стандартный язык и литературный язык.
5. Проблема разграничения языка и диалекта.
6. Письменность как социальное явление.
7. Языковые формулы как выражение гендерной дифференциации.
8. Особенности языковой политики в России.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Практические задания:
1. Внимательно изучение работу Е.В. Ждановой, С.С. Хромова Общее языкознание (М. : Евразийский открытый институт, 2011). Составьте на основе прочитанного таблицу основных языковых семей и народов, разделив ее на две колонки с указанием языков и народов.
2. Выберите одну из языковых групп и составте историю ее развития. При выполнении задания нужно указать ключевые дыты формирования языка (1–5). В заключении укажите список использованной литературы и источников.
3. Подготовьте анализ учебника (Шерстяных И.В. Основы социолингвистики. - Иркутск : Иркутский государственный лингвистический университет, 2012. - 160 с. - ISBN 978-5-91344-364-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=145033 (05.09.2016).) Используйте следующий план работы:
1) Библиографическое описание издания
2) Основные результаты исследования и выводы (0,5-1 страница)
3) Общая характеристика использованных источников и иллюстраций
4) Оценка значения издания

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Беликов В.И., Крысин Л.П. СОЦИОЛИНГВИСТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Латышева, В. В. Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/DBA3D0FC-3AEF-4B45-B3A9-0F051A7D9289.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека Гумер www.gumer.info
Э2 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова www.hist.msu.ru
Э3 Сайт Института этнологии и антропологии РАН www. ras.iea.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с логикой содержания дисциплины. При изучении разделов курса студенты должны ознакомиться с особенностями функционирования языка в разных сообществах; обратить внимание на необходимость применения полученных знаний при составлении письменных работ по теме исследования; усвоить приемы библиографического описания и навыки обобщения информации полученной из специальной литературы.
Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к экзамену.
Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы проверяются на экзамене.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (письменная работа, реферат) преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
К экзамену допускаются студенты-бакалавры не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Экзамен призван оценить работу студента-бакалавра по дисциплине «Основы социолингвистики», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, наличие навыков самостоятельной работы.
В каждый экзаменационный билет включено два вопроса: один по лекционным темам, другой по практическим занятиям, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 45 минут.
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время экзамена определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если студентом дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в достаточном объеме учебной программы. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на поставленные вопросы, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, где он продемонстрировал освоение компетенций в частичном объеме учебной программы. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студентом не дан ответ на поставленные вопросы и компетенции не сформированы в необходимом объеме учебной программы.