МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык и культура речи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv54_03_02_ДПИ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.фил.н., профессор, Гребнева М.П.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Русский язык и культура речи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 04.07.2018 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 04.07.2018 г. № 10
Заведующий кафедрой Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.
Цель курса - сформировать у студентов понятие о языковой норме, функциональных стилях русского языка, а также о богатстве, логичности, содержательности русского языка.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные функциональные стили русского
3.2.Уметь:
3.2.1.правильно выбирать языковые средства, характерные для различных функциональных стилей русского языка
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. правильного использоввания языковых средств как в научной практике, так и бытовом общении

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия курса
1.1. Понятие русского национального и русского литературного языка Лекции 2 1 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.2. Основные понятия русского языка Сам. работа 2 10 ОК-6 Л1.2, Л1.3
1.3. Эмоциональность русского языка Сам. работа 2 10 ОК-6 Л1.2, Л1.3
1.4. Функциональные стили русского языка. Разговорный стиль Лекции 2 1 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.5. Выразительность русского языка Сам. работа 2 10 ОК-6 Л1.2, Л1.3
1.6. Функциональные стили русского языка. Научный стиль. Лекции 2 2 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.7. Функциональные стили русского языка. Официально деловой стиль. Лекции 2 2 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.8. Функциональные стили русского языка Сам. работа 2 12 ОК-6 Л1.2, Л1.3
1.9. Функциональные стили русского языка. Публицистический стиль. Лекции 2 2 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.10. Конкретность русского языка Сам. работа 2 12 ОК-6 Л1.2, Л1.3
1.11. Правильность речи № 1 Практические 2 2 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.12. Многозначность слов в русском языке Сам. работа 2 12 ОК-6 Л1.2, Л1.3
1.13. Основы мастерства публичного выступления Практические 2 2 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.14. Применение языковых средств в устной и письменной практике Сам. работа 2 12 ОК-6 Л1.2, Л1.3
1.15. Литературное произношение. Практические 2 2 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.16. Литературное произношение. Практические 2 2 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.17. Литературное произношение. Практические 2 2 ОК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.18. Орфоэпические особенности русского языка Сам. работа 2 12 ОК-6 Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Понятие разговорной речи
Фонетические особенности разговорной речи
Лексические особенности разговорной речи
Словообразовательные особенности разговорной речи
Морфологические особенности разговорной речи
Синтаксические особенности разговорной речи
Понятие «научный стиль»
Лексические особенности научного стиля
Морфологические особенности научного стиля
Синтаксические особенности научного стиля
Публицистические жанры
Функции публицистического стиля
Лексические особенности публицистического стиля
Словообразовательные особенности публицистического стиля
Морфологические особенности публицистического стиля
Синтаксические особенности публицистического стиля
Лексические особенности официально-делового стиля
Морфологические особенности официально-делового стиля
Синтаксические особенности официально-делового стиля
Подстили официально-делового стиля
Жанровое своеобразие официально-делового стиля
Стили произношения
Произношение безударных гласных звуков
Произношение согласных звуков
Особенности произношения иностранных слов
Как звучат имена и отчества
Литературные ударения
Понятие красноречия
Информативность речи
Многословие
Длина предложения
Точность словоупотребления
Стилистическая оценка диалектизмов, жаргонизмов
Стилистическая оценка заимствованных слов
Точность словоизменения и формообразования

Ясность синтаксических конструкций
Логические ошибки в словоупотреблении
Логические ошибки в синтаксических конструкциях
Соблюдение законов логики
Многообразие значений слова
Омонимия
Игра слов
Лексическая синонимия
Антонимия
Паронимия

Варианты грамматической связи подлежащего и сказуемого
Варианты согласования определений и приложений
Варианты управления
Правильное построение предложений

Грамматическая правильность речи:
а) вариантные формы местоимения
б) вариантные формы глагола
Порядок слов в предложении
Оратор и его аудитория
Композиция публичного выступления
Приемы изложения и объяснения содержания речи
Аргументация в ораторской речи
Монолог и диалог в публичных выступлениях
Контакт оратора с аудиторией
Как готовиться к выступлению

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. прикрепленный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фатеева И. М. Культура речи и деловое общение: учебное пособие: учебное пособие М.: МИРБИС, Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Доронина С.В. Трубникова Ю.В. Ортология. Практический курс: Практикум АлтГУ, Барнаул, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.3 Ипполитова Н. А. , Князева О. Ю. , Савова М. Р. Русский язык и культура речи: практикум: практикум М.: Проспект, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие М.: Проспект, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем

www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
http://slovari.ru Справочно-информационная система «Словари.ru»
www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Работа на лекции

На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие), знакомятся с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей.
Слушание и запись лекций – сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Слушая лекции, надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал.
Внимание человека неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора «читать помедленнее». Но лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними.
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда используй не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

2. Работа с учебниками и научной литературой
При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.
Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой – это всегда большая экономия времени и сил.
Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс.
Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего.
При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа.
Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем.
Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались.
Опыт показывает, что многим студентам помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важнейшие и наиболее часто употребляемые понятия. Такой лист помогает запомнить формулы, основные положения лекции, а также может служить постоянным справочником для студента.
Различают два вида чтения; первичное и вторичное. Первичное – это внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения.
Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).