МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы изучения социокультурной семантики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Воронина С.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Методы изучения социокультурной семантики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение методов исследования символической организации социального и культурого механизмов кодирования и прочитывания социокультурно значимой информации;методы социологического изучения символической организации общества культуры, эмпирические исследования механизмов кодирования и прочитывания социально значимой информации;
теоретические и эмпирические методы изучения семантики культуры социума

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.актуальные проблемы исследований в области социокультурной динамики

3.2.Уметь:
3.2.1.толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. навыками применения методов социологии в исследованиях знаковых социальных смыслов современного общества


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Методы изучения социокультурная семантика"
1.1. Сущность и методологические основания социокультурной семантики. Основные школы и направления. Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.2. Сущность и методологические основания социокультурной семантики. Основные школы и направления. Практические 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.3. Сущность и методологические основания социокультурной семантики. Основные школы и направления. Сам. работа 5 16 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.4. Эволюционистский подход. Понимающая психология и социокультурная семантика. Проблема понимания. Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.5. Эволюционистский подход. Понимающая психология и социокультурная семантика. Проблема понимания. Практические 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.6. Эволюционистский подход. Понимающая психология и социокультурная семантика. Проблема понимания. Сам. работа 5 16 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.7. Философия символических форм. Циклические концепции культурной динамики и семантика культур. Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.8. Философия символических форм. Циклические концепции культурной динамики и семантика культур. Практические 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.9. Философия символических форм. Циклические концепции культурной динамики и семантика культур. Сам. работа 5 16 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.10. Социокультурная семантика и психоанализ. Социокультурная семантика и семиотика в нео- и постпозитивизме. Сам. работа 5 16 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.11. Социокультурная семантика и семиотика в классической культурной и социальной антропологии. Исследование семантики мифа. Изучение семантики и семиотики традиционных обществ. Сам. работа 5 14 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.12. Социокультурная семантика и социология. Методология структурного функционализма. Понимающая социология и проблема трансляции культурно значимого знания. Сам. работа 5 14 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.13. Зачет 5 4 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы.
1.Методы изучения социокультурной семантики в системе наук о социуме.
2.Основания методологии социокультурной семантики и семиотики.
3.Основные методы изучения социокультурной семантики и семиотики.
4.Теоретико-методологические основания эволюционизма. Возможность применения эволюционных моделей к исследованию социокультурной семантики и семиотики.
5.Неоэволюционизм: направления модернизации и основная проблематика.
6.Концепция понимания В. Дильтея и ее значение для изучения социокультурной семантики и семиотики.
7.Основные направления развития идей В. Дильтея в символическом интеракционизме.
8.Проблема понимания и ее значение для изучения социокультурной семантики и семиотики.
9.Основные идеи "философии жизни" и их значение для изучения сиволических форм культуры.
10.Методология науки в неокантианстве. Исследование символических форм в работах Г. Риккерта и Э. Кассирера.
11.Циклические и волновые концепции культурной динамики: методологические инновации и их применение к исследованию социокультурной семантики и семиотики.
12.Психоанализ З.Фрейда и его использование в изучении социокультурной семантики и семиотики.
13.Неофрейдизм: основные направления модернизации психоанализа. Арехетип и его семантическая нагрузка.
14.Семиотика и лингвистика. Основное содержание взглядов Ф.де Соссюра.
15.Лингвистические теории Л. Витгенштейна и их влияние на формирование лингвистической философии.
Практические задания.
1. Покажите в чем методологическая сложность изучения социокультурной семантики и семиотики в культурной антропологии.
2. Покажите связь феноменологической социологии и этнометодологии: методологические основания.
3. Покажите зависимость логического позитивизма и постпозитивизма: основная проблематика.
4. Сформулируйте основные положения методологии структурного функционализма и ее применение к изучению социокультурной семантики и семиотики.
5. Покажите основные методологические положения структурализма.
6. Покажите в чем сложность исследования символической организации культуры в структурализме: основные направления.
7. Приведите примеры герменевтического метода.
8. Приведи примеры изучения культурной семантики и семиотики в современной этнологии.
9. Сформулируйте основные положения постмодерна как культурной идеологии современности: основные черты и специфика подхода к социокультурной семантике и семиотике.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеются
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ионин Л. Г. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Боголюбова, Н. М. Межкультурная коммуникация в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт» , 2018 www.biblio-online.ru/book/4BB7F084-A5D2-4D44-8199-D172F791B4C3.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. С. Мамонтов, П. В. Морослин, С. П. Мамонтов, Н. Ю. Григорьевя Культурология: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 biblio-online.ru
Л2.2 Багдасарьян Н.Г. Культурология : учебник и практикум Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Google, Rambler, Yahoo, Yandex
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
 Продумайте свой ответ, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.