МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Медиааналитика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное производство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-1-2019
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 100
самостоятельная работа 125
контроль 27
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6
диф. зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 15 17,5 11
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 10 10 34 34
Практические 22 22 24 24 20 20 66 66
Сам. работа 74 74 36 36 15 15 125 125
Часы на контроль 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 72 72 72 72 252 252

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Аникин Д.В.

Рецензент(ы):
к.соц.н., директор ИП «Василенко» (+ WEB – Актуальные интернет решения),, Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Медиааналитика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины - ознакомить студентов с анализом процесса кодировки и интерпретации рекламного сообщения, способов передачи того или иного содержания, а также исследованием сообщения через категории, ценности, потребности, к которым отсылает эта реклама, анализом и статистикой рекламы и аудитории. Медианалитика как дисциплина наиболее востребована в качестве исследования медиаполя компаний, брендов, продуктов, ведомств, НКО и персоналий. Основные цели таких проектов — формирование, оценка или корректировка стратегии продвижения и коммуникационной политики, оценка имиджевых угроз.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ОПК-6 Способен использовать в профессиональной деятельности современные технические средства и информационно-коммуникационные технологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретико-методологические основы медианалитики;
содержание основных этапов медиааналитического исследования;
параметры, метрики и показателей эффективности (KPI), используемые для оценки коммуникаций;

3.2.Уметь:
3.2.1.применять понятийный аппарат медианалитики при исследовании коммуникационных программ и мероприятий;
оценивать качество сложившегося вокруг компании или бренда информационного поля;
использовать информационные технологии для разработки отчетности перед руководством / рапорта о проделанном анализе медиа.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования информационных технологий для анализа потребностей и тенденций рынка (по данным СМИ и социальных медиа);
навыками определения ключевых СМИ, лояльных и нелояльных журналистов, а также основных экспертов и спикеров;
навыками формирования комплексной информационной политики любой компании или публичной персоны.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Медиааналитика как прикладная дисциплина
1.1. Основные задачи и возможности медиаанализа Лекции 6 4 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Основные задачи и возможности медиаанализа Практические 6 4 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Основные задачи и возможности медиаанализа Сам. работа 6 20 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Медиаизмерения и оценка PR-кампаний Лекции 6 4 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Медиаизмерения и оценка PR-кампаний Практические 6 8 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Медиаизмерения и оценка PR-кампаний Сам. работа 6 22 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Этапы и результаты медиааналитического исследования Лекции 6 4 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Этапы и результаты медиааналитического исследования Практические 6 10 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Этапы и результаты медиааналитического исследования Сам. работа 6 32 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. 2. Оценка коммуникаций: параметры, метрики, выбор показателей эффективности (KPI)
2.1. Наиболее часто используемые простые параметры исследования публикаций Лекции 7 4 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Наиболее часто используемые простые параметры исследования публикаций Практические 7 6 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Наиболее часто используемые простые параметры исследования публикаций Сам. работа 7 6 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Метрики, служащие анализу СМИ Лекции 7 4 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Метрики, служащие анализу СМИ Практические 7 6 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Метрики, служащие анализу СМИ Сам. работа 7 10 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Интегральные метрики оценки СМИ Лекции 7 2 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Интегральные метрики оценки СМИ Практические 7 6 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Интегральные метрики оценки СМИ Сам. работа 7 10 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Метрики для анализа социальных медиа Лекции 7 2 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Метрики для анализа социальных медиа Практические 7 6 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Метрики для анализа социальных медиа Сам. работа 7 10 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.13. Cистема KPI PR-специалиста: СМИ Лекции 8 4 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.14. Cистема KPI PR-специалиста: СМИ Практические 8 4 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.15. Cистема KPI PR-специалиста: СМИ Сам. работа 8 4 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.16. Cистема KPI PR-специалиста: Social Media Лекции 8 6 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.17. Cистема KPI PR-специалиста: Social Media Практические 8 6 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.18. Cистема KPI PR-специалиста: Social Media Сам. работа 8 3 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.19. Исследование целевых аудиторий — общие рекомендации Практические 8 4 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.20. Исследование целевых аудиторий — общие рекомендации Сам. работа 8 4 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.21. Оценка удовлетворенности клиентов PR-агентств: общие рекомендации Практические 8 6 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.22. Оценка удовлетворенности клиентов PR-агентств: общие рекомендации Сам. работа 8 4 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.23. Зачет 6 0 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.24. Зачет с оценкой 8 27 УК-1, ОПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шарков Ф.И., Бузин В.Н. Интегрированные коммуникации: Массовые коммуникации и медиапланирование: Учебники Издательство "Дашков и К", 2017 e.lanbook.com
Л1.2 под ред. А. Бриггза, П. Кобли ; пер. Ю.В. Никуличев Медиа: введение : учебник М.: Юнити-Дана, 2015. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бонцанини М. Анализ социальных медиа на Python. Извлекайте и анализируйте данные из всех уголков социальной паутины на Python: Другое Издательство "ДМК Пресс", 2018 e.lanbook.com
Л2.2 Марченко И.О. Мультимедиа технологии: учебно-методическое пособие Издательство НГТУ, 2017 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
Э2 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеются теоретические вопросы и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.