МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в социальной защите населения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 35
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 35 35 35 35
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Калинина Ю.А.

Рецензент(ы):
к.с.н. , доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в социальной защите населения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №8)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов профессиональных компетенций, направленных на освоение и применение информационных технологий в профессиональной деятельности.
Дать студентам знания об информационных технологиях и их применении в социальной сфере.
Познакомить с возможностями программных средств автоматизации деятельности в социальной сфере.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в информационно-коммуникативной сети "Интернет"
ПК-9 способностью к ведению необходимой документации и организации документооборота в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные способы и средства получения, хранения, передачи и переработки информации. Специализированные ресурсы сети Интернет по социальной работе. Информационные системы, базы данных, АРМ используемые в системе социальной защиты населения. Понятий «документооборот», «электронный документооборот в организации». Основные формы документации размещенной на официальных страницах организаций социальной защиты населения в сети Интернет (на примере учреждений социального обслуживания Алтайского края).
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь использовать в работе различные методы, способы и средства хранения, передачи, переработки информации. Использовать в работе и проектировать информационные системы, базы данных, АРМ. Получать электронные услуги в социальной сфере. Анализировать официальные документы, размещенные на официальном сайте организаций социальной защиты в сети Интернет.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками работы с порталами: «Электронное Правительство РФ «Госуслуги»», «Мои документы» МФЦ, навыками работы с сетевыми информационными системами и АРМ в области социальной работы. Навыками работы с документами организаций социальной защиты, размещенными на официальном сайте организаций в сети Интернет.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационные технологии в профессиональной деятельности по социальной работе
1.1. Роль и место информационных технологий в современном мире Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Информационное пространство социальной сферы. Методы, способы, средства получения, хранения, переработки информации Практические 5 4 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Информационные технологии при формировании социальной политики, в управлении социальной сферой, в социальной работе Практические 5 4 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Практика применения информационных технологий в социальной работе Лекции 5 4 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Информационные технологии взаимодействия клиента и организаций системы социальной защиты населения Практические 5 8 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Информационные технологии взаимодействия клиента и организаций системы социальной защиты населения Сам. работа 5 18 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Практическое использование информационных технологий в социальной защите
2.1. Глобальная сеть Интернет и социальная работа Лекции 5 4 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Официальные сайты организаций системы социальной защиты населения. Информационная окрытость и доступность учреждений социального обслуживания для получателей социальных услуг Практические 5 10 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Автоматизированные информационные системы в практике социальной работы. Ведение необходимой документации, электронный документооборот в организациях системы социальной защиты Практические 5 10 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Автоматизированные информационные системы в практике социальной работы Сам. работа 5 17 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Экзамен 5 27 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Информация: понятие, сущность.
2. Информационные процессы: хранение, передача, обработка информации.
3. Информационные технологии: понятие, сущность.
4. Развитие информационных технологий.
5. Информационные революции.
6. Информационное общество и информационная индустрия.
7. Информационный кризис в современном обществе.
8. Информатизация и компьютеризация общества.
9. Информационная культура.
10. Виды современных информационных технологий.
11. Информатизация социальной сферы России.
12. Информационные технологии в сфере социальной работы.
13. Социальные службы и их информационное обеспечение.
14. Роль компьютерных технологий в обеспечении качества оказания социальных услуг.
15. Компьютерные технологии в практике социальной работы.
16. Информационные технологии в социальной сфере Алтайского края.
17. Базы и банки данных.
18. Компоненты банка данных.
19. Классификация баз данных.
20. Принципы работы с банками и базами данных.
21. Электронная почта.
22. Интернет-Браузеры (Mozilla, Opera, Internet Explorer и др.).
23. Сервисы сети Интернет.
24. Методы поиска информации в сети Интернет.
25. Организация поиска в сети Интернет.
26. Портал "Государственные услуги Российской Федерации".
27. Сайт Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.
28. Портал государственных услуг Алтайского края.
29. Автоматизированное рабочее место социального работника.
30. Автоматизированное рабочее место "Адресная социальная помощь".
31. Принципы информационной безопасности.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Понятие и сущность информационных технологий.
2. Роль информационных технологий в развитии социальной сферы.
3. Эволюция информационных технологий и этапы их развития.
4. Развитие современных информационных технологий.
5. Платформы в информационных технологиях.
6. Информационные технологии конечного пользователя.
7. Автоматизированное рабочее место.
8. Информационные технологии в глобальных сетях: электронная почта.
9. Информационные технологии в глобальных сетях: телеконференции.
10. Информационные технологии в глобальных сетях: технологии мультимедиа.
11. Информационные технологии в глобальных сетях: гипертекстовые технологии.
12. Интернет-ресурсы государственных и региональных органов в области социальной защиты населения: основные направления деятельности.
13. Web-сайты организаций в области социальной защиты населения: основные организационные документы.
14. Возможности использования сети Интернет в подготовке специалистов социальной сферы.
15. Основные программные средства обработки социальных данных.
16. Информационные технологии в сфере социальной защиты населения.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гасумова, С.Е. Информационные технологии в социальной сфере : учебное пособие Москва : Дашков и К,, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 А.В. Мишин, Л.Е. Мистров, Д.В. Картавцев Информационные технологии в профессиональной деятельности : учебное пособие Москва : Российская академия правосудия, 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С.З. Шкундин, В.Ш. Берикашвили Теория информационных процессов и систем: учебное пособие Москва : Горная книга, 2012  http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229031
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 База данных «Социальная защита населения Алтайского края»
Э2 http://www.gosuslugi.ru - Электронное Правительство (Портал государственных услуг РФ)
Э3 http://www.rosmintrud.ru - Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ
Э4 http://www.aksp.ru - официальный сайт Главного управления администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
Э5 http://mfc22.ru - сайт Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края
Э6 http://www.citforum.ru/internet/search/searchsystems.shtml - Тихонов В. Поисковые системы в сети Интернет
Э7 http://www.citforum.ru/programming/khramtsov/search.shtml. - Храмцов П. Информационно-поисковые системы Internet.
Э8 Поисковые системы: www.yandex.ru, www.google.com
Э9 Курс в Moodle «Информационные технологии в социальной защите населения» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятия