Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной и молодежной политики |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.02. Социальная работа |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_03_02_СР-23-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 83 | 83 | 83 | 83 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики
Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент
1.1. | Формирование у студентов профессиональных компетенций, направленных на освоение и применение информационных технологий в профессиональной деятельности. Дать студентам знания об информационных технологиях и их применении в социальной сфере. Познакомить с возможностями программных средств автоматизации деятельности в социальной сфере. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ОПК-4 | способностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в информационно-коммуникационной сети "Интернет" |
ПК-9 | способностью к ведению необходимой документации и организации документооборота в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные способы и средства получения, хранения, передачи и переработки информации. Специализированные ресурсы сети Интернет по социальной работе. Информационные системы, базы данных, АРМ используемые в системе социальной защиты населения.Понятий «документооборот», «электронный документооборот в организации». Основные формы документации размещенной на официальных страницах организаций социальной защиты населения в сети Интернет (на примере учреждений социального обслуживания Алтайского края). |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Уметь использовать в работе различные методы, способы и средства хранения, передачи, переработки информации. Использовать в работе и проектировать информационные системы, базы данных, АРМ. Получать электронные услуги в социальной сфере. Анализировать официальные документы, размещенные на официальном сайте организаций социальной защиты в сети Интернет. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками работы с порталами: «Электронное Правительство РФ «Госуслуги»», «Мои документы» МФЦ, навыками работы с сетевыми информационными системами и АРМ в области социальной работы. Навыками работы с документами организаций социальной защиты, размещенными на официальном сайте организаций в сети Интернет. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Информационные технологии в профессиональной деятельности по социальной работе | ||||||
1.1. | Роль и место информационных технологий в современном мире | Лекции | 2 | 1 | ОПК-4, ПК-9 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Информационные технологии при формировании социальной политики, в управлении социальной сферой, в социальной работе | Практические | 2 | 4 | ОПК-4, ПК-9 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Практика применения информационных технологий в социальной работе | Лекции | 2 | 1 | ОПК-4, ПК-9 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.4. | Информационные технологии взаимодействия клиента и организаций системы социальной защиты населения | Практические | 2 | 4 | ОПК-4, ПК-9 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.5. | Информационные технологии взаимодействия клиента и организаций системы социальной защиты населения | Сам. работа | 2 | 30 | ОПК-4, ПК-9 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Практическое использование информационных технологий в социальной защите | ||||||
2.1. | Глобальная сеть Интернет и социальная работа | Лекции | 2 | 2 | ОПК-4, ПК-9 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Автоматизированные информационные системы в практике социальной работы. Ведение необходимой документации, электронный документооборот в организациях системы социальной защиты | Практические | 2 | 4 | ОПК-4, ПК-9 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Программные средства автоматизации управленческой деятельности в социальной сфере | Сам. работа | 2 | 33 | ОПК-4, ПК-9 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.4. | Глобальная сеть Интернет в практике социальной работы | Сам. работа | 2 | 20 | ОПК-4, ПК-9 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.5. | Экзамен | 2 | 9 | ОПК-4, ПК-9 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Приведите примеры изменений в жизни людей в информационном обществе. Все ли изменения можно оценить как положительные? 2. Какова роль ИТ в социальной сфере? 3. Дайте определения постиндустриального и информационного общества. Какие из критериев (признаков) имеют место в нашей стране? Все ли страны современного мира перешли на информационную стадию развития? 4. Приведите примеры государственной политики в области информатизации. Какие государственные программы социальной сферы невозможно реализовать без ИТ? 5. Дайте определения понятиям “информация”, “технология”, “информационные технологии”. Приведите классификации этих понятий. 6. Какие виды ИТ используются в социальной сфере? 7. Приведите примеры ИТ, используемых в деятельности специалистов социальной работы в нашей стране. 8. Какие аспекты государственной политики в области информатизации вы считаете самыми важными для социальной сферы? 9. Опишите основные направления формирования информационного пространства в социальной сфере. 10. Приведите примеры и проанализируйте возможность применения зарубежного опыта информатизации социальной сферы. 11. Компьютерные сети. Локальные, корпоративные, региональные компьютерные сети. Компьютерная сеть Интернет. Как возник и развивался Интернет? 12. Какими возможностями обладают средства телекоммуникации и какие из этих возможностей могут быть использованы в образовательном процессе, в социальной сфере? 13. Перечислите основные технологии дистанционного образования. 14. Нужно ли ограничивать учащимся образовательного учреждения доступ в Интернет? С какого возраста учащиеся могут использовать дистанционные формы обучения? 15. Какие ИТ необходимы в обучении специалистов социальной сферы? 16. По каким критериям следует отбирать источники получения информации? Каковы основные методы обработки информации? 17. Приведите примеры различных форм и методов оказания информационных услуг. 18. Почему необходима система персонального учета населения Российской Федерации? Как эта система используется в социальной сфере? 19. В чем основная цель межведомственного взаимодействия в области информатизации? В чем основные проблемы? 20. Приведите примеры ИТ в социальной сфере. 21. Какими преимуществами обладает электронная почта по сравнению с обычной почтой? 22. Необходимо ли взаимодействие органов социальной защиты с населением? Какие из известных вам ИТ лучше подходят для этого? 23. Что такое ИСО 9001:2000? 24. Для чего нужен сертификат соответствия СМК? 25. Определите сущность понятия «процесс». |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Понятие и сущность информационных технологий. 2. Роль информационных технологий в развитии социальной сферы. 3. Эволюция информационных технологий и этапы их развития. 4. Развитие современных информационных технологий. 5. Платформы в информационных технологиях. 6. Информационные технологии конечного пользователя. 7. Автоматизированное рабочее место. 8. Информационные технологии в глобальных сетях: электронная почта. 9. Информационные технологии в глобальных сетях: телеконференции. 10. Информационные технологии в глобальных сетях: технологии мультимедиа. 11. Информационные технологии в глобальных сетях: гипертекстовые технологии. 12. Интернет-ресурсы государственных и региональных органов в области социальной защиты населения: основные направления деятельности. 13. Web-сайты организаций в области социальной защиты населения: основные организационные документы. 14. Возможности использования сети Интернет в подготовке специалистов социальной сферы. 15. Основные программные средства обработки социальных данных. 16. Информационные технологии в сфере социальной защиты населения. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гасумова, С.Е. | Информационные технологии в социальной сфере : учебное пособие | Москва : Дашков и К,, 2017 | biblioclub.ru |
Л1.2 | А.В. Мишин, Л.Е. Мистров, Д.В. Картавцев | Информационные технологии в профессиональной деятельности : учебное пособие | Москва : Российская академия правосудия, 2011 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | С.З. Шкундин, В.Ш. Берикашвили | Теория информационных процессов и систем: учебное пособие | Москва : Горная книга, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229031 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | База данных «Социальная защита населения Алтайского края» | |||
Э2 | http://www.gosuslugi.ru - Электронное Правительство (Портал государственных услуг РФ) | |||
Э3 | http://www.rosmintrud.ru - Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ | |||
Э4 | http://www.aksp.ru - официальный сайт Главного управления администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне | |||
Э5 | http://mfc22.ru - сайт Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края | |||
Э6 | http://www.citforum.ru/internet/search/searchsystems.shtml - Тихонов В. Поисковые системы в сети Интернет | |||
Э7 | http://www.citforum.ru/programming/khramtsov/search.shtml. - Храмцов П. Информационно-поисковые системы Internet. | |||
Э8 | Поисковые системы: www.yandex.ru, www.google.com | |||
Э9 | База данных "Социальная защита населения Алтайского края" | |||
Э10 | Курс в Moodle «Информационные технологии в социальной защите населения» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
108М | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед. |
206Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц |
202Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц |
107Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. |