МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в социальной защите населения
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной работы
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 83
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Калинина Ю.А.

Рецензент(ы):
к.с.н. , доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в социальной защите населения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №8)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной работы

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.соц.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной работы

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов профессиональных компетенций, направленных на освоение и применение информационных технологий в профессиональной деятельности.
Дать студентам знания об информационных технологиях и их применении в социальной сфере.
Познакомить с возможностями программных средств автоматизации деятельности в социальной сфере.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4: способностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в информационно-коммуникационной сети "Интернет"
ПК-9: способностью к ведению необходимой документации и организации документооборота в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные способы и средства получения, хранения, передачи и переработки информации. Специализированные ресурсы сети Интернет по социальной работе. Информационные системы, базы данных, АРМ используемые в системе социальной защиты населения.Понятий «документооборот», «электронный документооборот в организации». Основные формы документации размещенной на официальных страницах организаций социальной защиты населения в сети Интернет (на примере учреждений социального обслуживания Алтайского края).
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь использовать в работе различные методы, способы и средства хранения, передачи, переработки информации. Использовать в работе и проектировать информационные системы, базы данных, АРМ. Получать электронные услуги в социальной сфере. Анализировать официальные документы, размещенные на официальном сайте организаций социальной защиты в сети Интернет.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками работы с порталами: «Электронное Правительство РФ «Госуслуги»», «Мои документы» МФЦ, навыками работы с сетевыми информационными системами и АРМ в области социальной работы. Навыками работы с документами организаций социальной защиты, размещенными на официальном сайте организаций в сети Интернет.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационные технологии в профессиональной деятельности по социальной работе
1.1. Роль и место информационных технологий в современном мире Лекции 2 1 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Информационные технологии при формировании социальной политики, в управлении социальной сферой, в социальной работе Практические 2 4 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Практика применения информационных технологий в социальной работе Лекции 2 1 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Информационные технологии взаимодействия клиента и организаций системы социальной защиты населения Практические 2 4 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Информационные технологии взаимодействия клиента и организаций системы социальной защиты населения Сам. работа 2 30 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Практическое использование информационных технологий в социальной защите
2.6. Глобальная сеть Интернет и социальная работа Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Автоматизированные информационные системы в практике социальной работы. Ведение необходимой документации, электронный документооборот в организациях системы социальной защиты Практические 2 4 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Программные средства автоматизации управленческой деятельности в социальной сфере Сам. работа 2 33 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Глобальная сеть Интернет в практике социальной работы Сам. работа 2 20 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.10. Экзамен 2 9 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Приведите примеры изменений в жизни людей в информационном обществе. Все ли изменения можно оценить как положительные?
2. Какова роль ИТ в социальной сфере?
3. Дайте определения постиндустриального и информационного общества. Какие из критериев (признаков) имеют место в нашей стране? Все ли страны современного мира перешли на информационную стадию развития?
4. Приведите примеры государственной политики в области информатизации. Какие государственные программы социальной сферы невозможно реализовать без ИТ?
5. Дайте определения понятиям “информация”, “технология”, “информационные технологии”. Приведите классификации этих понятий.
6. Какие виды ИТ используются в социальной сфере?
7. Приведите примеры ИТ, используемых в деятельности специалистов социальной работы в нашей стране.
8. Какие аспекты государственной политики в области информатизации вы считаете самыми важными для социальной сферы?
9. Опишите основные направления формирования информационного пространства в социальной сфере.
10. Приведите примеры и проанализируйте возможность применения зарубежного опыта информатизации социальной сферы.
11. Компьютерные сети. Локальные, корпоративные, региональные компьютерные сети. Компьютерная сеть Интернет. Как возник и развивался Интернет?
12. Какими возможностями обладают средства телекоммуникации и какие из этих возможностей могут быть использованы в образовательном процессе, в социальной сфере?
13. Перечислите основные технологии дистанционного образования.
14. Нужно ли ограничивать учащимся образовательного учреждения доступ в Интернет? С какого возраста учащиеся могут использовать дистанционные формы обучения?
15. Какие ИТ необходимы в обучении специалистов социальной сферы?
16. По каким критериям следует отбирать источники получения информации? Каковы основные методы обработки информации?
17. Приведите примеры различных форм и методов оказания информационных услуг.
18. Почему необходима система персонального учета населения Российской Федерации? Как эта система используется в социальной сфере?
19. В чем основная цель межведомственного взаимодействия в области информатизации? В чем основные проблемы?
20. Приведите примеры ИТ в социальной сфере.
21. Какими преимуществами обладает электронная почта по сравнению с обычной почтой?
22. Необходимо ли взаимодействие органов социальной защиты с населением? Какие из известных вам ИТ лучше подходят для этого?
23. Что такое ИСО 9001:2000?
24. Для чего нужен сертификат соответствия СМК?
25. Определите сущность понятия «процесс».
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Понятие и сущность информационных технологий.
2. Роль информационных технологий в развитии социальной сферы.
3. Эволюция информационных технологий и этапы их развития.
4. Развитие современных информационных технологий.
5. Платформы в информационных технологиях.
6. Информационные технологии конечного пользователя.
7. Автоматизированное рабочее место.
8. Информационные технологии в глобальных сетях: электронная почта.
9. Информационные технологии в глобальных сетях: телеконференции.
10. Информационные технологии в глобальных сетях: технологии мультимедиа.
11. Информационные технологии в глобальных сетях: гипертекстовые технологии.
12. Интернет-ресурсы государственных и региональных органов в области социальной защиты населения: основные направления деятельности.
13. Web-сайты организаций в области социальной защиты населения: основные организационные документы.
14. Возможности использования сети Интернет в подготовке специалистов социальной сферы.
15. Основные программные средства обработки социальных данных.
16. Информационные технологии в сфере социальной защиты населения.
5.3. Фонд оценочных средств
См. в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гасумова, С.Е. Информационные технологии в социальной сфере : учебное пособие Москва : Дашков и К,, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454082
Л1.2 А.В. Мишин, Л.Е. Мистров, Д.В. Картавцев Информационные технологии в профессиональной деятельности : учебное пособие Москва : Российская академия правосудия, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140632
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С.З. Шкундин, В.Ш. Берикашвили Теория информационных процессов и систем: учебное пособие Москва : Горная книга, 2012  http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229031
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 База данных «Социальная защита населения Алтайского края»
Э2 http://www.gosuslugi.ru - Электронное Правительство (Портал государственных услуг РФ)
Э3 http://www.rosmintrud.ru - Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ
Э4 http://www.aksp.ru - официальный сайт Главного управления администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
Э5 http://mfc22.ru - сайт Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края
Э6 http://www.citforum.ru/internet/search/searchsystems.shtml - Тихонов В. Поисковые системы в сети Интернет
Э7 http://www.citforum.ru/programming/khramtsov/search.shtml. - Храмцов П. Информационно-поисковые системы Internet.
Э8 Поисковые системы: www.yandex.ru, www.google.com
Э9 База данных "Социальная защита населения Алтайского края"
Э10 Курс в Moodle «Информационные технологии в социальной защите населения» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=165
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.