МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы педагогического мастерства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильТеория и практика профессионального обучения в сфере туризма
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_ТиППОвСТ-2-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 159
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 159 159 159 159
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Зацепина О.В

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Основы педагогического мастерства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1409)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение будущими специалистами основами педагогического мастерства с целью применения полученных знаний и профессиональных компетенций в педагогической деятельности;
формирование умения управлять своим состоянием и взаимодействовать в педагогическом процессе;
самоопределение магистров в мире профессиональной культуры, выработка у них системы профессиональных ценностей преподавателя;
развитие у магистров способности решать типовые педагогические задачи и управлять педагогическими ситуациями.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ПК-2 способностью и готовностью создавать условия для профессионального развития будущих рабочих (специалистов)
ПК-20 спсобностью и готовностью проектироваь образовательную среду в соответствии с современными требованиями определенного вида экономической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику и содержание педагогического мастерства педагога, сущность его профессиональной культуры, требования к личности и профессиональной компетентности преподавателя;
основные характеристики профессионально значимых свойств и качеств личности педагога;
критерии педагогического мастерства, способы и приемы его совершенствования;
методы, приемы, техники саморегуляции.
3.2.Уметь:
3.2.1.соотносить идеалы педагогической деятельности с уровнем собственной готовности к этой деятельности;
использовать убеждающие и внушающие воздействия на учащихся в педагогических ситуациях;
организовывать различные формы взаимодействия субъектов педагогического процесса;
анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.выстраивать программу собственного профессионального развития;
решения нестандартные профессиональные задачи;
совершенствования и в профессиональном и личностном планах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Педагогическое мастерство как система деятельности педагога
1.1. Педагогическое мастерство как учебная дисциплина. Понятие, сущность, структура, компоненты педагогического мастерства. Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Специфика педагогической деятельности. Лекции 2 1 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Профессиональные составляющие педагогической деятельности. Практические 2 2 ОК-2, ПК-2, ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Взаимодействие общества и воспитательной системы Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-2, ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Система педагогического мастерства Лекции 2 1 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Профессионально значимые качества педагога Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства. Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Мастерство педагогического взаимодействия
2.1. Педагогическое общение Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2, ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Общение педагога как условие педагогического мастерства. Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Понятие, сущность и специфика педагогических конфликтов. Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Особенности поведения педагогов в конфликтных ситуациях Практические 2 2 ОК-2, ПК-2, ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Сущность, принципы, методы и приемы педагогического взаимодействия Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2, ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Педагогический такт как составляющая профессионализма учителя Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Профессионально-педагогическая этика Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2, ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Убеждение и внушение как способы педагогического воздействия Практические 2 1 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.9. Убеждение как способ коммуникативного воздействия. Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.10. Педагогическое внушение и условия его эффективности. Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.11. Коллективное самоуправление: сущность, особенности, приемы. Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.12. Психология педагогического взаимодействия. Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.13. Характеристика субъект-объектных и субъект-субъектных типов педагогического взаимодействия Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.14. Проектирование педагогического взаимодействия Практические 2 1 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Мастерство педагога в управлении собой
3.1. Совершенствование речи педагога Практические 2 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Культура и техника речи преподавателя Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Речевое воздействие на собеседника Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Внешний вид педагога. Мимика и пантомимика Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2, ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Жесты, о которых полезно знать педагогу Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.6. Педагогические подтексты речи и поведения Сам. работа 2 5 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.7. Самооценка профессионально значимых качеств Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.8. Пути формирования педагогического мастерства Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.9. Ступени профессионального роста учителя Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2, ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.10. Самообразование и самовоспитание как фактор совершенствования профессионального мастерства Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.11. Профессиональное самовоспитание, саморазвитие Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.12. Средства и способы самовоспитания Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.13. Основы театральной педагогики и система Станиславского в педагогической деятельности Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.14. Элементы актерского мастерства в педагогической деятельности. Практические 2 2 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.15. Артистизм в структуре личности педагога Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Мастерство педагога профессионального обучения в управлении педагогическим процессом
4.1. Мастерство преподавателя на уроке Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Педагогический опыт и педагогическое мастерство Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Роль передового педагогического опыта в развитии педагогической науки Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2, ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.4. Изучение педагогического опыта. Обобщение передового опыта Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.5. Психолого-педагогический анализ и оценка эффективности целостного педагогического процесса и отдельных его элементов Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.6. Мастерство воспитателя Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.7. Рефлексия профессиональных умений Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.8. Самообследование готовности к педагогической деятельности Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.9. Повышение педагогического мастерства педагога в условиях учебного заведения Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мандель, Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства: учебное пособие для магистрантов Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364342
Л1.2 М. В. Войтенко Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для магистров, обучающихся по спец. "Туризм и туристские рынки" Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
Л2.2 М. В. Войтенко Основы педагогического мастерства [Электронный ресурс]: практикум : учеб. электронное пособие АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГЛОССАРИЙ www.slovarus.ru
Э2 Банк-интернет портфолио педагогов bankportfolio.ru
Э3 Сайт педагога-специалиста bankportfolio.ru
Э4 Педагогика для всех www.pedagogikam.ru
Э5 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html



6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины "Основы педагогического мастерства" предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно- методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (экзамена) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.