МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и методика медиаисследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильЖурналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_ЖТиММР-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 85
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Лукашевич Е.В.;д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.;д.ф.н., профессор, Фотиева И.В.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рабочая программа дисциплины
Методология и методика медиаисследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №529)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1.– теоретическое и практическое овладение современной методологией исследования функционирования средств массовой информации; 2 – глубокое и всестороннее изучение методологии научных исследований в области гуманитарных наук, её сопряжённости с современными отраслями междисциплинарных исследований, открывающих общие и частные закономерности функционирования средств массовой коммуникации и массовой информации; 3. – постижение конкретно-исторического развития научной мысли, формирование научных парадигм, сформировавших важнейшие отрасли современной науки, в том числе – и гуманитарной; 4 – понимание специфики научного подхода к изучению различных сфер деятельности средств массовой коммуникации и массовой информации, выбора методики исследования функций, предмета, методов формирования содержания массовых информационных потоков для научных исследований и повседневной работы журналиста; 5. – выработка навыка определения параметров содержания медиатекстов для использования их в научных исследованиях и профессиональной деятельности; 6. – закрепление

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ПК-1 Способен проводить научное исследование в сфере журналистики и медиа на основе самостоятельно разработанной или адаптированной методологии и методики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы сбора, отбора и обобщения информации; основные направления и школы научных исследований в сфере журналистики и медиа
3.2.Уметь:
3.2.1.соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках выбранных видов профессиональной деятельности; анализировать проблемную ситуацию, выделяя её базовые составляющие, осуществляет декомпозицию поставленной задачи; предлагать различные варианты решения проблемной ситуации, оценивая их достоинства и недостатки
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт библиографического поиска, создания научных текстов; навыками формирования
научного текста в соответствии с академическими правилами и форматами

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы научного исследования системы массмедиа
1.1. Наука как социокультурный феномен. Становление научного знания. Методология научного исследования. Метод и методология Лекции 1 2 УК-1, ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.2. Особенности современного социального познания.Специфика методов социально-гуманитарных наук. О новой парадигме социальной методологии.Специфика методов социально-гуманитарных наук. Лекции 1 2 УК-1, ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.3. Основные научные течения и школы исследования СМИ Лекции 1 2 УК-1, ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.4. Метод и методология в научном исследовании. Ведущие отечественные медиаисследователи: методологические подходы и новаторство Практические 1 2 УК-1, ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.5. Техника проведения научного исследования Практические 1 2 УК-1, ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.6. Количественные методы исследования Практические 1 2 УК-1, ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.7. Методы качественного исследования медиа Практические 1 2 УК-1, ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.8. От теории двухступенчатого потока информации – к теориям информационного общества Сам. работа 1 18 УК-1, ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.9. От теории двухступенчатого потока информации – к теориям информационного общества Сам. работа 1 16 УК-1, ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.10. Основные направления исследования медиадискурса Сам. работа 1 14 УК-1, ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.11. Коллоквиум «Современные методы медиаисследований» Сам. работа 1 18 УК-1, ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.12. Реферат Сам. работа 1 19 УК-1, ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.13. Экзамен 1 9 УК-1, ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. А. Бриггза, П. Кобли Медиа: введение: учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114784
Л1.2 И. В. Черданцева Методологические проблемы социально-гуманитарного познания : монография Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.3 Ушаков, Евгений Владимирович Введение в философию и методологию науки : учеб. для вузов КноРус, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мансурова, Валентина Дмитриевна Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации : монография Изд-во АлтГУ, 2002 elibrary.asu.ru
Л2.2 Мансуров, Александр Валерьевич Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.3 Бузин, В.Н. Медиапланирование: теория и практика : учебное пособие Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114785
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) www.spsl.nsc.ru
Э2 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э3 Электронное научное издание «Медиаскоп» www.mediascope.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Коллоквиум представляет собой коллективное обсуждение раздела дисциплины на основе самостоятельного изучения этого раздела студентами. Подготовка к данному виду учебных занятий осуществляется в следующем порядке. Преподаватель дает список вопросов и заданий, ответы на которые следует получить при изучении определенного перечня научных источников. Студентам во внеаудиторное время необходимо прочитать специальную литературу, подготовить ответы на вопросы, которые будут обсуждаться на коллоквиуме, письменно или устно сформулировать свое мнение по каждому из вопросов, которое они выскажут на занятии.
Реферат. Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.