МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Моделирование процессов в организации на основе современных информационных технологий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 62
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 62 62 62 62
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Калинина Ю.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Калинина Ю.А.

Рабочая программа дисциплины
Моделирование процессов в организации на основе современных информационных технологий

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Познакомить студентов с принципами работы, структурой и возможностями технических и программных средств, ресурсов сети Интернет, рассчитанных на использование их в социальных службах. Способствовать применению студентами на практике полученных теоретических знаний.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в информационно-коммуникативной сети "Интернет"
ПК-9 способностью к ведению необходимой документации и организации документооборота в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Понятие «информация» и его сущность, основные виды информации и способы работы с ней; понятия информационные технологии, информационное общество, информационная индустрия. Компьютер и его основные устройства. Понятия «компьютерная сеть», Интернет, методы поиска информации в сети Интернет, источники достоверной информации в области социальной работы в сети Интернет. Основные сервисы и ресурсы сети Интернет необходимые для социальной работы.Основные способы и средства получения, хранения, передачи и переработки информации. Специализированные ресурсы сети Интернет по социальной работе. Информационные системы, базы данных, АРМ используемые в системе социальной защиты населения. Основные формы документации размещенной на официальных страницах организаций социальной защиты населения в сети Интернет
3.2.Уметь:
3.2.1.Работать с компьютером. Осуществлять поиск информации в сети Интернет по социальным ресурсам. Использовать в работе информационные системы, базы данных, АРМ. Использовать в работе различные методы, способы и средства хранения, передачи, переработки информации. Получать электронные услуги в социальной сфере. Анализировать официальные документы, размещенные на официальном сайте организаций социальной защиты в сети Интернет.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками работы с компьютером. Пользовательскими функциями в работе с информационными системами, базами данных и АРМ, используемых в социальной работе. Базовыми пользовательскими возможностями работы с АИС «Социальная защита населения в Алтайском крае». Нормативно-правовыми базами «Гарант», «Консультант». Навыками работы с порталами: «Электронное Правительство РФ «Госуслуги»», «Мои документы» МФЦ, навыками работы с сетевыми информационными системами и АРМ в области социальной работы. Навыками работы с документами организаций социальной защиты, размещенными на официальном сайте организаций в сети Интернет.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Использование информационных технологий для разработки стратегии и приоритетных направлений социальной политики
1.1. Корпоративная отраслевая информационная вычислительная система Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Корпоративная отраслевая информационная вычислительная система Сам. работа 5 21 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Автоматизация процессов принятия решений, повышение качества управления на основе оперативного анализа информации. Работа с порталом «Государственные услуги Российской Федерации» Практические 5 9 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Работа с базами данных
2.1. Базы и банки данных. Распределение базы данных. Использование для решения задач отрасли. Лекции 5 4 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Работа с демо-версией АИС "Социальная защита насееления Алтайского края" Практические 5 9 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Базы и банки данных. Распределение базы данных. Использование для решения задач отрасли. Сам. работа 5 21 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Применение информационных технологий. Компьютерные технологии в социальной сфере.
3.1. Применение информационных технологий в социальной сфере. Пример использования при решении задач социальной защиты населения. Информационное пространство социальной сферы. Методы, способы, средства получения, хранения, переработки информации Лекции 5 4 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.2. Работа с сайтом Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Практические 5 9 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.3. Автоматизация управленческой деятельности учреждений сферы труда, занятости и социальной защиты населения. Автоматизированные информационные системы в практике социальной работы. Ведение необходимой документации, электронный документооборот в организациях системы социальной защиты Практические 5 9 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.4. Компьютерные технологии дистанционно-заочной подготовки персонала отрасли. Применение информационных технологий в социальной сфере Сам. работа 5 20 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Информация: понятие, сущность.
2. Информационные процессы: хранение, передача, обработка информации.
3. Информационные технологии: понятие, сущность.
4. Развитие информационных технологий.
5. Информационные революции.
6. Информационное общество и информационная индустрия.
7. Информационный кризис в современном обществе.
8. Информатизация и компьютеризация общества.
9. Информационная культура.
10. Виды современных информационных технологий.
11. Информатизация социальной сферы России.
12. Информационные технологии в сфере социальной работы.
13. Социальные службы и их информационное обеспечение.
14. Роль компьютерных технологий в обеспечении качества оказания социальных услуг.
15. Компьютерные технологии в практике социальной работы.
16. Информационные технологии в социальной сфере Алтайского края.
17. Базы и банки данных.
18. Компоненты банка данных.
19. Классификация баз данных.
20. Принципы работы с банками и базами данных.
21. Электронная почта.
22. Интернет-Браузеры (Mozilla, Opera, Internet Explorer и др.).
23. Сервисы сети Интернет.
24. Методы поиска информации в сети Интернет.
25. Организация поиска в сети Интернет.
26. Портал "Государственные услуги Российской Федерации".
27. Сайт Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.
28. Портал государственных услуг Алтайского края.
29. Автоматизированное рабочее место социального работника.
30. Автоматизированное рабочее место "Адресная социальная помощь".
31. Принципы информационной безопасности.
32. Методы, способы, средства получения, хранения, переработки информации.
33. Ведение необходимой документации, организация документооборота в организациях социальной защиты.
34. Электронный документооборот в организациях социальной защиты.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Понятие и сущность информационных технологий.
2. Роль информационных технологий в развитии социальной сферы.
3. Эволюция информационных технологий и этапы их развития.
4. Развитие современных информационных технологий.
5. Платформы в информационных технологиях.
6. Информационные технологии конечного пользователя.
7. Автоматизированное рабочее место.
8. Информационные технологии в глобальных сетях: электронная почта.
9. Информационные технологии в глобальных сетях: телеконференции.
10. Информационные технологии в глобальных сетях: технологии мультимедиа.
11. Информационные технологии в глобальных сетях: гипертекстовые технологии.
12. Интернет-ресурсы государственных и региональных органов в области социальной защиты населения: основные направления деятельности.
13. Web-сайты организаций в области социальной защиты населения: основные организационные документы.
14. Возможности использования сети Интернет в подготовке специалистов социальной сферы.
15. Основные программные средства обработки социальных данных.
16. Информационные технологии в сфере социальной защиты населения.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гасумова, С.Е. Информационные технологии в социальной сфере : учебное пособие Москва : Дашков и К,, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 А.В. Мишин, Л.Е. Мистров, Д.В. Картавцев Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие Москва : Российская академия правосудия, 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.Н. Пархимович, А.А. Липницкий, В.А. Некрасова Основы интернет-технологий: учебное пособие Архангельск : ИПЦ САФУ, 2013 biblioclub.ru
Л2.2 С.З. Шкундин, В.Ш. Берикашвили Теория информационных процессов и систем: учебное пособие Москва : Горная книга, 2012  http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229031
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Автоматизированная информационная система "Социальная защита населения Алтайского края" http://learn-socrab.mc.asu.ru/ (доступно из университетской сети)
Э2 Электронное Правительство (Портал государственных услуг РФ) www.gosuslugi.ru
Э3 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ www.rosmintrud.ru
Э4 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты населения Алтайского края www.aksp.ru
Э5 Сайт Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края mfc22.ru
Э6 Курс в Moodle «Моделирование процессов в организации на основе современных информационных технологий» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.