МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организационно-административная работа в системе социальных служб

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-3-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 94
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 94 94 94 94
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Васильева Е.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Организационно-административная работа в системе социальных служб

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г. к. соц. н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г. к. соц. н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Способствовать овладению студентами знаниями о теоретико-методологических основах социального обслуживания населения, формированию целостного представления о системе социального обслуживания населения в РФ и её нормативно-правового обеспечения, организации межведомственного взаимодействия и координации деятельности специалистов, организаций социального обслуживания, общественных организаций, а также организации документооборота в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью к реализации межведомственного взаимодействия и координации деятельности специалистов, организаций социального обслуживания, общественных организаций и/или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание и иные меры социальной защиты населения
ПК-9 способностью к ведению необходимой документации и организации документооборота в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основы функционирования системы социального обслуживания на федеральном и региональном уровнях.
Нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность по социальному обслуживанию населения в РФ и в Алтайском крае.
Особенности функционирования региональных систем социального обслуживания, законодательные и нормативные акты федерального и регионального уровней.
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по социальному обслуживанию населения.
Анализировать механизмы межведомственного взаимодействия и координации деятельности специалистов, организаций социального обслуживания, общественных организаций и/или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание и иные меры социальной защиты населения.


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет способностью критической оценки норм, закрепленных в нормативных документах в области социального обслуживания, навыками организации документооборота в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность социального обслуживания населения
1.1. Понятие и сущность социального обслуживания Лекции 4 2 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Понятие и сущность социального обслуживания Практические 4 2 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Понятие и сущность социального обслуживания Сам. работа 4 6 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Общие принципы и формы социального обслуживания населения Лекции 4 2 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Общие принципы и формы социального обслуживания населения Сам. работа 4 6 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.6. Общие принципы и формы социального обслуживания населения Практические 4 2 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Законодательные и нормативные основы социального обслуживания населения
2.1. Нормативно-правовая база в области социального обслуживания населения; Федеральный закон «Об основах социального облуживания населения в РФ» Лекции 4 4 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Межведомственное взаимодействие и координации деятельности специалистов, организаций социального обслуживания, общественных организаций и/или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание и иные меры социальной защиты населения Практические 4 6 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Нормативно-правовая база в области социального обслуживания населения; Федеральный закон «Об основах социального облуживания населения в РФ» Сам. работа 4 12 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Национальные стандарты социального обслуживания населения Лекции 4 2 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Национальные стандарты социального обслуживания населения Практические 4 4 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.6. Национальные стандарты социального обслуживания населения Сам. работа 4 10 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Организация и администрирование в системе социальных служб
3.1. Особенности функционирования различных типов учреждений социального обслуживания Лекции 4 2 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Инфраструктура учреждений в Алтайском крае. Специфика организации работы различных типов учреждений. Результаты деятельность учреждений. Перспективы развития. Практические 4 6 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Презентаций учреждений социального обслуживания Алтайского края. Формирование карты учреждений Сам. работа 4 20 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.4. Организация документооборота в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан Лекции 4 4 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.5. Виды социальных услуг, порядок и условия их предоставления Практические 4 4 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.6. Виды социальных услуг, порядок и условия их предоставления Сам. работа 4 20 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Перспективы развития системы социального обслуживания
4.1. Результативно-ориентированные принципы социального обслуживания. Автономные некоммерческие организация. Бюджетирование, ориентированное на результат. Лекции 4 4 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
4.2. Проектная культура учреждения. Внедрения систем оценки качества услуг, эффективности работы. Практические 4 6 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
4.3. Подготовка рефератов. Разработка проекта государственного заказа для оказания социальных услуг для различных типов учреждений Сам. работа 4 20 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие и виды социального обслуживания.
2. Типы учреждений социального обслуживания
3. Принципы социального обслуживания
4. Стационарное обслуживание в учреждениях социального обслуживания;
5. Полустационарное обслуживание в учреждениях социального обслуживания;
6. Специфика организации деятельности социального приюта.
7. Специфика организации деятельности территориального центра социальной помощи семье и детям
8. Специфика организации деятельности центра психолого-педагогической помощи населению.
9. Специфика организации деятельности дома ночного пребывания.
10. Специфика организации деятельности дома-интерната для престарелых и инвалидов.
11. Специфика организации деятельности психоневрологического интерната.
12. Специфика организации деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
13. Специфика организации деятельности социально-реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
14. Специфика организации деятельности кризисного центра
15. Специфика организации деятельности домов-интернатов для детей-инвалидов.
16. Социальное обслуживание на дому.
17. Межведомственное взаимодействие и координация деятельности специалистов, организаций социального обслуживания, общественных организаций.
18. Организация документооборота в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Организация деятельности территориального центра социальной помощи семье и детям
2. Организация деятельности центра психолого-педагогической помощи населению.
3. Организация деятельности дома ночного пребывания.
4. Организация деятельности дома-интерната для престарелых и инвалидов.
5. Организация деятельности психоневрологического интерната.
6. Организация деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
7. Организация деятельности социально-реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
8. Организация деятельности кризисного центра
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.С. Романычев, Н.Н. Стрельникова, Л.В. Топчий и др. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: учебник Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Малофеев, И.В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения: Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452853
Л2.2 Е.Н. Жильцов, Т.В. Науменко, Е.В. Егоров и др. Экономика и управление социальной сферой : учебник Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы: учебное пособие Москва : Дашков и Ко, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Комплексный подход в социальной работе с семьями группы социального риска. Методический сборник риска. Режим доступа: www.aksp.ru/metod
Э2 Нормативно-правовая база «Консультант» www.consultant.ru
Э3 Нормативно-правовая база "Гарант" www.garant.ru
Э4 Курс в Moodle "Организационно-административная работа в системе социальных служб" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.